Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Социальная работа в школах


Содержание

Введение
Цели социальной работы в школах
Опыт социальной работы в школах Германии
Опыт социальной работы в школах Англии
Заключение
Список литературы

Введение


Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины.
Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ. Только посредством совместной работы специалистов можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе.
 В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников, социальных педагогов и психологов становится все более необходимым.
Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ. Опыта мало и поэтому необходимо изучать опыт работы зарубежных специалистов.



Цели социальной работы в школах.


Социальная работа за рубежом организуется с учетом модели государства
 «социально-рыночное хозяйство» (в Германии), «государство всеобщего благоденствия» (в Дании), «государство всеобщего благосостояния» (в Америке). При некоторой схожести, организация соцработы отличаются друг от друга [3, с.29].
Термин «гуманитарные услуга» стал в последние годы попу­лярен. Он обозначает такие социальные услуги, как образование, здравоохранение, психотерапия, жилищное строительство, благо­творительность, консультации, услуги для престарелых, уход за умственно отсталыми, отдых, исправительные заведения и орга­ны правосудия, услуги семьям, уход за детьми, услуги для людей с физическими и умственными недостатками, профессиональная реабилитация и т. п. [2, с. 88] .
В зарубежных странах социальная работа в школе получила наибольшее распространение в 60-е годы. Независимо является ли социальный работник штатным сотрудником или работает в специальной службе обеспечения образования задачи у них одни и те же. В большинстве зарубежных стран в школах нет таких ставок как завуч по воспитательной работе. Основная ответственность за воспитание ребёнка лежит на семье.
В школе социальный работник выполняет несколько ролей: дает советы детям и родителям по различным вопросам, консультирует учителей, вспомогательный персонал и администрацию школ, является связующим звеном между школой и местным сообществом.
Социальные работники есть и в высших учебных заведениях. Там они помогают студенческим организациям защищать свои права, организовывать жизнь в общежитиях, помогают иностранным студентам, приезжающим на учебу по обмену, а также студентам инвалидам. Нередко социальные работники преподают практические дисциплины студентам, изучающим социальную работу[1, с. 55].
Объектом воздействия, таким образом, становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения.
Предметом социальной работы в системе образования будет посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т.е. деятельность с целью гармонизации отношений в сфере образования и содействия более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества [4, c 114].
Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:
- проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб – детей инвалидов, детей - сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;
- проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.
 Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению.
В Р.Ф. в настоящее время для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание имеется необходимая нормативная база. В соответствии со статьёй 55 закона «Об образовании» ставка социального педагога – организатора, как и социального педагога, составляет 36 часов педагогической работы в неделю.
Школьный социальный педагог –  в организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.
  Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье,  в школе, в обществе. 
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

Опыт социальной работы в школах
Германии

В системе среднего образования Германии существует четыре типа средних школ:
1. Гимназия. Наиболее престижный тип средней школы, диплом которой позволяет без вступительных экзаменов поступить во все высшие учебные заведения Германии. Как правило, гимназии специализируются на гуманитарном образовании. Последние 2 года гимназии являются профориентированными, т.е. наряду с общеобразовательными предметами учащиеся выбирают для изучения несколько специализированных дисциплин. Продолжительность обучения в гимназии - 9 лет, с 5 по 13 класс. После 12 класса учащиеся получают диплом, дающий право на поступление в технический институт, а после 13 класса, аттестат зрелости для поступления в  университет.
2. Реальная школа. Обучение в реальной школе продолжается 6 лет, с 5 по 10 класс. В отличие от гимназии, реальная школа более ориентирована на специализированные дисциплины, основные предметы здесь преподаются с обязательным профильным уклоном. Реальная школа является самым распространенным типом, сюда попадает большинство учащихся (около 40 %). По окончании обучения в реальной школе выдается аттестат, позволяющий поступить в техникум или спецпрофучилище.
3. Основная школа. В основной школе, куда попадает примерно четверть детей, учатся до 10 класса. Основная школа дает основополагающее общее образование, которое, как и в реальной школе, ориентировано на выбор будущей профессии. После обучения в основной школе ученики обычно поступают в профессиональное училище.
4. Объединенная школа. Объединенная школа включает с себя основные черты всех вышеперечисленных общеобразовательных учреждений. Продолжительность обучения в объединенной школе составляет 6 лет, с 5 по 10 класс. В некоторых объединенных школах также имеются старшие классы (с 11 по 13 класс), организованные по принципу старших классов гимназий, однако, в отличие от гимназии, сюда поступают дети и без рекомендаций из начальной школы. Кроме того, не во всех землях существуют школы данного типа. Если ученик успешно заканчивает старшие классы объединенной школы, то ему выдается аттестат зрелости, удостоверяющий уровень образования, достаточный для поступления в университет.
Кроме всех вышеперечисленных типов школ, в Германии существуют также специальные школы для детей с ограниченными умственными или физическими возможностями, причем разного уровня и профиля. В Германии социальный педагог включается в штат школы, работает с трудными подростками, занимается организацией их свободного времени, консультирует родителей. В судах и тюрьмах он работает с малолетними преступниками и до возбуждения уголовного дела, и после решения суда. Занимается предупреждением детской преступности, привлекает детей и подростков к работе с престарелыми одинокими людьми в доме инвалидов, с больными в больницах.
Социальная работа в школе приобрета­ет в настоящее время всё большее значение. До недавних пор она ве­лась в основном только в образцовых школах [4,c. 96].Задачу школы видели исключительно в обучении и образовании детей и подростков, воспитание рассматривалось как задача семьи. Но обучение и образование нельзя рассматривать изолировано от воспитания, они представляют собой еди­ный взаимосвязанный процесс. Всё больше учителей считают, что к ним предъявляются чрезмерные требования, когда они должны реагировать на отклонения в поведении учеников.
Именно поэтому социальные работники занимаются в школах с учениками, которые ведут себя особенно вызывающе или имеют трудности в учёбе. Они проводят в школе профилактическую работу, предлагая ученикам во внеурочное время, интересные возможности для проведения сво­бодного времени, а, также, изучая условия жизни учеников, чтобы затем проводить с ними и с их родителями беседы, давать необходимые советы.
Из вышесказанного можно сделать вывод: в Германии обратили особое внимание на социальную работу в школе.

Опыт социальной работы в
школах Англии.

Все дети, проживающие в Великобритании, согласно закону, обязаны учиться. В Англии, Шотландии и в Уэльсе обучение детей начинается c пяти лет.
Обязательное обучение начинается для британских детей в начальных школах. В возрасте семи лет дети переходят в джуниор-департаменты, или же в отдельные джуниор-школы. Местные органы образования в Англии и Уэльсе обязаны распределить детей младшего возраста в начальных школах таким образом, чтобы в одном классе не было больше тридцати учеников. В возрасте одиннадцати лет дети переводятся из начальных школ в средние. В Шотландии начальное обучение дети получают до двенадцатилетнего возраста. Практически все ученики государственных начальных школ Великобритании затем переходят в средние общеобразовательные школы. В них по достижении шестнадцати лет учащиеся заканчивают получение обязательного образования. Эти школы принимают учащихся из начальных школ без тестирования, без характеристик и ссылок на успеваемость или поведение, обеспечивая возможность всем детям, проживающим в данном регионе, получить обязательное среднее образование. Все предметы изучаются в каждой государственной средней школе Британии по одной и той же программе. Отличается система приема учеников в средние школы в Северной Ирландии. Там средняя школа организована по принципу выборности в зависимости от качества подготовки и способностей учеников. Успешно прошедшие тестирование по английскому языку, математике, химии и биологии могут быть зачислены в специализированные средние школы для одаренных детей. Остальные продолжают обязательное обучение в обычных средних общеобразовательных школах. Программы для спецшкол появились в Англии в 1993 году. Эти программы предусматривают углубленное изучение специальных предметов наряду с изучением общеобразовательной программы средних школ. Все эти школы также являются государственными. Предусмотрено создание специальных школ бизнеса.
Социальные работники в Великобритании объединены в специальные службы прикрепляются к отдельным школам, регулярно их посещают, работают с учителями, помогая им решать проблемы посещаемости, поведения, а также материальные проблемы. Особой заботой социальных работников являются дети, подвергающиеся жестокому обращению и дети-инвалиды.
Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, врачей, полиции и пр.
В задачи указанной службы в Великобритании входит и оказание помощи детям, которые временно или окончательно исключены из школы. В этом случае социальный работник должен помочь родителям устроить ребенка в другое учебное заведение, наладить детско-родительские отношения. Специалисты этой сферы также осуществляют наблюдение за выполнением правовых норм труда детей, выясняют причины длительного отсутствия детей в школе, осуществляют материальную помощь. Социальные работники школ могут также разрабатывать планы и программы, а также возглавлять различные альтернативные образовательные учреждения или вспомогательные школы для детей, которые не могут учиться в общеобразовательной[2, с.52].
Обязанностью социальных работников является помощь родителям и школьникам. Встречаясь с родителями в школе и дома, они поощряют их максимально использовать образовательные возможности, предоста­вляемые их ребёнку, помогают семьям в налаживании взаимоотношений, в решении других проблем, которые влияют на образование их детей.
Социальные службы обеспечения образования отвечают за организа­цию регулярных проверок посещаемости уроков, проводимых учителями. Социальные работники выясняют причины непосещения учебных занятий. Частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ре­бёнок сталкивается с трудностями дома и в школе, а также о проблемах, которые испытывают его родители. После выяснения всех обстоя­тельств и консультации с учителями, социальные работники оказывают помощь, как ребёнку, так и его родителям. Если исследование показы­вает, что проблема выходит за рамки компетенции школы или службы социального обеспечения, социального образования, социальные работ­ники обращаются в отделение социальных служб и другие агентства.
Сотрудники службы имеют связь с медицинскими работниками школ и через них узнают о длительной болезни кого-либо из детей, имеющих отклонения в развитии. Чтобы предотвратить отставание в учёбе, служба организует домашнее или больничное обучение.
Большую роль играют сотрудники службы социального обеспечения образования в интеграции детей, имеющих отклонения в развитии, в обычные школы. Они несут особую ответственность за оказание помощи таким детям и их родителям.
В середине 1980-х – начале 1990-х гг. снова возникла тенденция к специализации. Хотя название «Департамента социальных служб» было сохранено как термин общего характера, многие представители местных властей разделили свои социальные службы на группы, работающие с семьями и детьми; группы по уходу за престарелыми людьми и так далее. Затем последовало более узкоспециальное деление: исследовательская команда по защите детей, оценивание заботы о детях, обеспечение заботы о детях (усыновление и воспитание в патронажной семье) и так далее .
Насилие над детьми не рассматривается исключительно как симптом, выраженный в патологическом поведении родителей, но как явление, характерное для социально обездоленных детей в целом. Представители Национального Совета Гражданских прав Куссинс и Кут (1981), а также члены организации по борьбе с детской бедностью подчеркивали необходимость введения социальных услуг для неблагополучных семей в целом. До этого момента в данной работе исследовалось явление изменения ценностей в профессии социального работника, отражающее изменение моральных ценностей, стандартов и сомнений в британском обществе. Дебаты о том, что такое «приемлемая родительская забота» и какие меры следует принимать, если уровень родительской заботы «неприемлем», продолжаются.
 В итоге можно сказать: даже в британском обществе, где на протяжении многих десятилетий развивалось социальное законодательство и практика социальной работы, многие проблемы не решены.

Заключение.

В зарубежных странах социальная работа в школе получила наибольшее распространение в 60-е годы. Независимо является ли социальный работник штатным сотрудником или работает в специальной службе обеспечения образования задачи у них одни и те же. В большинстве зарубежных стран в школах нет таких ставок как завуч по воспитательной работе. Основная ответственность за воспитание ребёнка лежит на семье.
Объектом воздействия, таким образом, становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения.
Социальная работа в школах Германии приобрета­ет в настоящее время всё большее значение. До недавних пор она ве­лась в основном только в образцовых школах. Именно поэтому социальные работники занимаются в школах с учениками, которым ведут себя особенно вызывающе или имеют трудности в учёбе. Они проводят в школе профилактическую работу, предлагая ученикам во внеурочное время интересные возможности для проведения сво­бодного времени, а, также, изучая условия жизни учеников чтобы затем проводить с ними и с их родителями беседы, давать необходимые советы.
Социальные работники в Великобритании объединены в специальные службы и прикрепляются к отдельным школам, регулярно их посещают, работают с учителями, помогая им решать проблемы посещаемости, поведения, а также материальные проблемы. В середине 1980-х – начале 1990-х гг. в Великобритании возникла тенденция к специализации. Хотя название «Департамента социальных служб» было сохранено как термин общего характера, многие представители местных властей разделили свои социальные службы на группы, работающие с семьями и детьми; группы по уходу за престарелыми людьми и так далее.

Список литературы

1.  Корнюшина, Р. В.  Зарубежный опыт социальной работы/ Р. В. Корнюшина. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004.- 84с.
2.  Новак, Е.С. Поцработа за рубежом./ Е.С. Новак. – Волгоград: Издат ВолГУ, 2001-172 с.
3. Ламбаева, И. А.  Социальная работа за рубежом./ И. А. Ламбаева - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000.- 110 с.
4. Павленка, П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. / Под ред. проф. П.Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 379 с.







.

Комментариев нет:

Отправить комментарий