Содержание
Введение
Введение
1. Общие понятия о расе.
2 . Расы животных и человека
3. Расообразование
Заключение
Список литературы
Введение
Нет двух людей, абсолютно похожих друг на друга. Это совсем неудивительно. Насколько разными могут быть у разных людей, например, головы. Волосы бывают длинными или короткими, густыми или редкими или же могут вообще отсутствовать. Они могут быть волнистыми, вьющимися или прямыми; черными, каштановыми, рыжими, русыми, белокурыми или же иметь любой оттенок. Цвет кожи бывает темным, светлым или смуглым. Глаза могут быть синими, карими или какими-нибудь еще. Рты могут быть большими или маленькими, а губы полными или тонкими. Подбородки у кого-то заметно выступают вперед, а у кого-то не очень; носы — прямые, крючковатые или вздернутые; уши располагаются под различным углом к голове. Список подобных различий практически бесконечен.
Некоторые особенности и характеристики взаимосвязаны. Например, у людей с очень светлой кожей обычно синие глаза и белокурые волосы. У них также чаще всего длинные тонкие носы и тонкие губы. В свою очередь, у людей с темным цветом кожи нередко темные глаза и темные волосы. Люди с очень темной кожей часто отличаются короткими и курчавыми волосами, носы у них обычно широкие и с низкой переносицей, а губы — толстые.
В некоторых семьях белокурые волосы и синие глаза встречаются весьма часто. У членов других семей, как правило, бывают черные волосы и карие глаза. Можно заметить, что ребенок высоких родителей, скорее всего, вырастет более высоким, чем ребенок родителей низкого роста.
Любой человек, наблюдая, может убедиться, что люди в мире разделены на различные группы и возникает вопрос: «В чем же различие этих групп?». Члены каждой группы более близко связаны друг с другом, чем с членами другой группы. По этой причине они и похожи друг на друга больше, чем на остальных. Такую группу людей называют расой.
Общие понятия о расе.
Все ныне живущее человечество представляет собой с биологической точки зрения один вид. Этот вид распадается на целый ряд более мелких делений, называемых расами. Представителями наиболее резко различающихся расовых типов могут служить, например, суданский негр, монгол, прибалтийский европеец. В антропологии разные исследователи в разные периоды под «расой» имели в виду достаточно отличные понятия. Приведем несколько определений для примера.
«...Раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом» (Рогинский, Левин, 1978).
«Раса — это комбинация наследственных характеристик с определенной наследственностью... с помощью, которой члены одной расы отличают себя от другой» (Запер, 1931).
«Раса — это группа людей, имеющая общие физические черты» (Кун, 1939). Основной особенностью расовых вариаций, в отличие от всех других внутривидовых вариаций является географический ареал их распространения. В зоогеографии под ареалом распространения подразумевают определенную территорию на земной поверхности, которая получается, если обвести на карте крайние точки, где встречается данное животное.
Определение того, чем является человеческая раса, следует строить на основе анализа процесса расообразования у человека. Этот процесс протекал под влиянием двух различных факторов: биологического и социального. Роль того и другого становится ясной, если различать в процессе расообразования:
1) механизмы этого процесса
2) конкретную историю их проявления во времени и пространстве .
Механизмы образования каждого отдельного расового признака относятся у человека к области биологии. Конкретная история осуществления всех этих механизмов сочетания отдельных признаков в комплексы, или расовые типы, относится у человека к области его социальной жизни. Так, например, для понимания механизма расщепления признаков человека, определяющих цвет и форму его волос, достаточно знания некоторых общих и частных положений генетики. Для понимания причин проникновения, например, тугой формы волос за пределы Восточной Азии на о-в Мадагаскар, необходимо знать историю заселения этих областей, а, следовательно, те социальные причины, которые его вызвали. [1 с. 265-266] Расы отличаются друг от друга физическими признаками — цветом кожи, волос, глаз, формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеют сколько-нибудь существенного значения для жизнедеятельности человека.
Физические особенности, по которым одна раса отличается от другой, наследственны и сравнительно мало изменяются в результате непосредственного влияния среды.
Расовые варианты, в отличие от всех других внутривидовых вариантов, приурочены каждый к определенной территории или ареалу данной расы; в настоящее время связь с ареалом иногда не обнаруживается с полной отчетливостью, однако она всегда имела место в более или менее далеком прошлом. Таким образом, не все физические признаки могут считаться расовыми. Так, различия в телосложении, развитии жироотложения, мускулатуры, различия в осанке и др. не являются расовыми как вследствие весьма сильной непосредственной зависимости их от внешних условий, так и вследствие того, что ни один из них не приурочен к какому-либо географическому ареалу.
В итоге можно сказать, что каждая раса имеет определенные физические признаки, которые передаются по наследству и не зависят от влияния внешней среды.
Расы животных и человека
Расы млекопитающих отличаются обычно раскраской шерсти или кожи, размерами и пропорциями тела, строением мягких частей морды, особенностями черепа. Так, в частности, по строению черепа отличны расы горилл, расы белого медведя, расы дикого северного оленя, бобра и т. д. Признаки, по которым различаются расы, обычно сравнительно устойчивы, т. е. мало меняются под непосредственным воздействием среды.
Во многих случаях отнесение той или иной группы к категории вида или расы представляет трудности, понятные с точки зрения эволюционного процесса и вытекающие из возможности перерастания расовых различий в видовые. Типичные «хорошие виды» (Бунак, 1941) отличаются от рас по следующей совокупности особенностей:
1) морфологические различия между видами более велики, чем расовые различия;
2) потомки от скрещивания двух рас неограниченно плодовиты между собой в отличие от межвидовых метисов;
3) естественным следствием предыдущего является наличие переходных форм в зоне соприкосновения ареалов рас и отсутствие таковых в зоне соприкосновения ареалов видов;
4) возможность и частота сосуществования без скрещивания на одном ареале двух видов; относительная редкость и исключительность сильного захождения ареала одной расы на другой. Расы иногда, в свою очередь, делятся далее на меньшие группы, также являющиеся расами по отношению к большой, или материнской расе. Возможно и дальнейшее дробление дочерних рас на еще более мелкие ареальные группы. В настоящее время предложено употребление следующих терминов в порядке нисходящего деления: вид, большая раса, малая раса, подраса, местная раса.
Раса человека — это исторически сложившиеся ареальные группы людей связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах. Так как групповая и индивидуальная изменчивость этих признаков не совпадает, расы являются не совокупностями особей, а совокупностями популяций, т. е. территориальных групп людей, объединенных брачными связями. По всем основным морфологическим, физиологическим и психическим особенностям, характерным для современных людей, сходство между всеми расами различия несущественны. Лишены всякого фактического основания концепции о существовании «высших» и «низших» рас и об их происхождении от разных родов высших обезьян. Данные антропологии и других наук доказывают, что все расы происходят от одного вида ископаемых гоминид. Неограниченные возможности смешанных групп служат веским доказательством
В начале XIX в. Вирей (1801) делит человеческий род на два вида (или рода). Демулен (1825) выделяет 16, Бори де сен Венсан (1827) — 15 видов Французские полигенисты все же не представляли собой единую группу. Вирей, например, пытался обосновать «теорию» неравенства рас библейской легендой о сыновьях Ноя — Симе, Яфете и Хаме. Родоначальниками первого рода Вирей считал Яфета (прародителя белого племени) и Сима (прародителя смугловатого, то есть монгольского племени, а также «племени медного цвета», то есть индейцев); родоначальником второго рода (то есть черного племени и ему подобных) Вирей считал «отверженного богом» Хама.[4 с. 86]
Одна из наиболее удачных классификаций принадлежит Ж. Деникеру (1900), использовавшему весьма обширный фактический материал. Он разделил человечество на 29 рас, объединив их в шесть групп по следующим сочетаниям признаков:
А. Шерстовидные волосы, широкий нос (расы: бушменская, негритосская, негрская, меланезийская).
Б. Курчавые или волнистые волосы (расы: эфиопская, австралийская, дравидийская, или мелано-индийская, ассироидная).
В. Волнистые, темные или черные волосы и темные глаза (расы: индо-афганская, арабская, берберская, средиземно-приморская, островная-иберийская, западная, адриатическая).
Г. Волнистые или прямые волосы, блондины со светлыми глазами (расы: северная, восточная).
Д. Прямые или волнистые черные волосы, глаза темные (расы: айнская, полинезийская, индонезийская, южноамериканская) .
Е. Прямые волосы (расы: североамериканская, среднеамериканская, патагонская, эскимосская, лопарская, угорско-енисейская, туранская, монгольская).
Внутри групп расы выделены на основании цвета кожи, формы головы, лица и носа, других морфологических признаков.
Широкую известность получила и классификация Я.Я. Рогинского.[1 с.264]
Необходимо строго различать два весьма разных понятия — нация и раса. Людей объединяют в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано определенным ареалом. Такие обозначения, как «русская раса», «английская раса», «итальянская раса» и др., являются ошибочными.
У человека любой расы, воспитанного с первых лет жизни в какой-либо стране, родным языком будет язык народа этой страны. Можно привести множество примеров полного несовпадения границ распространения языка, с одной стороны, и расового типа, с другой. Так, среди тюркоязычных народов бывшего Советского Союза находим, например, азербайджанцев, относящихся к одному из южных вариантов европеоидной расы, якутов, ярких представителей монголоидной расы, чувашей, обладающих чертами уральской расы.
Весьма многочисленны примеры, когда в пределах одного расового типа распространены различные группы языков. Так, индоевропейские, иранские племена западного Памира имеют гораздо больше общего по своему физическому типу с кавказцами, грузинами, семитами айсорами, чем с индоевропейцами Западной и Восточной Европы. Из выше сказанного следует: национальные характеристики не бывают неизменными. По этой причине они не наследуются и не могут являться признаком расы [2 с.36]
Расообразование.
Факторы, имевшие значение в формировании расовых типов, рассматриваются по отношению к следующим этапам этого процесса:
1) возникновение признаков;
2) закрепление признаков и сохранение их в населении;
3) распространение признаков на территории;
4) возникновение различных сочетаний признаков;
5) характер и закономерности изменений признаков.
При анализе факторов расообразования необходимо иметь в виду специфические для человека условия существования, т. е. общественную среду. [1.с.274]
При анализе факторов расообразования необходимо иметь в виду специфические для человека условия существования, т. е. общественную среду. [1.с.274]
Установление с достаточной точностью факта появления признака в результате новой мутации у человека представляет в каждом отдельном случае большие трудности. Для проблемы расообразования весьма важно установление факта независимого появления сходных (повторных) мутации в разных группах населения. Такие признаки, как альбинизм, короткопалость, некоторые формы карликового роста, действительно возникали совершенно самостоятельно у отдельных индивидов разных рас. Из нормальных признаков то же самое можно сказать о рыжеволосости. Еще больший интерес представляют случаи, которые относятся к расовым признакам. Таковы, например, голубоглазые субъекты среди африканских пигмеев, субъект со спирально закругленными волосами в нидерландской семье. Конечно, в этих случаях никогда не может считаться вполне исключенной возможность более или менее старой примеси. Значение таких повторных мутации весьма высоко оценивается рядом авторов. Так, было выдвинуто предположение, что спиральная форма волос образовалась независимо у африканских негров и у меланезийцев, выпуклая спинка носа возникла самостоятельно у папуасов, у североамериканских индейцев, у европейцев. Хотя эта точка зрения, может быть, неприложима в том или ином случае, но, в общем, факт независимого возникновения сходных признаков и одинаковых генов в разных расах не подлежит сомнению.
Основной причиной того, что вновь появившийся признак у растения или животного сохраняется, усиливается и делается достоянием все большего числа особей, является естественный отбор, или преимущественное выживание, в данной среде носителей нового признака по сравнению с теми особями, которые данным признаком не обладают. В человеческой эволюции естественный отбор, очевидно, не мог иметь того значения, какое принадлежит ему в остальном органическом мире. Это положение становится вполне понятным, если учесть, что человек связан с географической средой не непосредственно, а через посредство общественной среды и культуры, которые все более изменяют условия существования по мере развития производительных сил. Ясно, что не может быть никакого постоянного направления изменений, т. е. отбора типа в среде, которая сама является крайне разнообразной, непостоянной и, причем меняется очень быстро, вследствие деятельности человека, приспособляющего ее к своим потребностям. Что же касается взаимоотношений людей внутри коллектива или одного коллектива с другим, то они определяются не биологическими, а социальными закономерностями. Рассматривать такие явления, как конкуренция, война, истребление отсталых народов и т. п., в качестве форм естественного отбора, значит совершать грубое искажение действительности, ничего общего не имеющей с объективной наукой. Если обратиться к весьма древней эпохе начала дифференциации больших рас, то, теоретически, было бы неправильно отрицать на этом раннем этапе возможность некоторой объективной роли географической среды. Привести строгие фактические доказательства этого положения было бы трудно помимо того, что систематические расовые признаки человека не имеют чисто внешний характер и в большинстве случаев не могут быть оценены с точки зрения какого-нибудь приспособительного их значения (форма волос, высота переносья, эпикантус, головной указатель). Сама картина распространения указанных признаков на земном шаре не позволяет видеть в них продукты географического отбора (плоское переносье тунгуса и негра, волнистые волосы европейца и тамила, эпикантус эскимоса и южного китайца). Значительно больше оснований предполагать, что приспособительное значение могли иметь в начале верхнего палеолита особенности кожи. Возможно, что более темная пигментация кожи негрской, эфиопской, индонезийской, австралийской и южномонгольской рас, по сравнению с расами северного пояса, возникла как приспособительная особенность к условиям сильного действия ультрафиолетовых лучей тропического солнца. Возможно также, что некогда имело приспособительное значение и несколько большее развитие потовых и сальных желез, наблюдающееся у негров по сравнению с белыми. Не исключено, что и несколько более короткая голень, свойственная народам северной зоны, по сравнению с народами тропической зоны, является пережитком того времени, когда длинная голень была невыгодной при сильном охлаждении нижних конечностей.
Изоляция должна быть рассмотрена в числе прочих факторов образования рас у человека на основании следующего:
1. Можно считать установленным, что развитие первобытного общества прошло через очень продолжительную стадию существования изолированных коллективов или совокупностей коллективов, связанных неограниченными рамками эндогамии. Эти сравнительно малолюдные группы, противопоставляющие себя всем другим, не понимавшие языка соседних групп, в то же время нередко были изолированы географически.
2. Данные зоогеографии свидетельствуют о том, что величина различий между подвидами зависит от степени и длительности их изолированного существования и отсутствия смешения между ними.
3. Данные генетики позволяют уяснить с теоретической стороны некоторые особенности влияния изоляции на процесс расхождения признаков, или дивергенции. В результате ряда исследований было доказано, что во всякой ограниченной популяции после некоторого конечного числа поколений должно наступить полное вытеснение одним аллеломорфом всех других; популяция, таким образом, должна по данному гену перейти в гомозиготное состояние. Эти явления должны были приобрести особое значение именно для человека вследствие специфических условий человеческого существования.
Так как роль естественного отбора у человека постепенно сходила на нет и вследствие этого все более возрастала роль случайности по отношению к тому, какой именно аллеломорф получал преобладание, то, очевидно, что процесс перехода в гомозиготное состояние должен был идти обычно в разных малых группах, даже соседних, по разным путям. Даже небольшое преимущество одного признака по сравнению с другими должно было весьма ускорять процесс увеличения концентрации данного признака.
Конкретным доказательством могут послужить исследования групп крови и их распределение по малым, изолированным друг от друга, близким народностям. В результате исследования у горных таджиков оказалось, что в различных частях одного района соотношение количеств кровяных групп иногда совершенно разное. При этом обнаружилось, что это различие совпадает со степенью изолированности местности и главных перевальных путей сообщения. Аналогичные факты были обнаружены при исследовании крови айнов и микронезийцев. Вполне вероятно, что в этом же явлении причина больших вариаций процента темных глаз у разных групп дагестанцев. На основании этих фактов можно предположить, что некоторые малые окраинные народности, живущие в культурной и географической изоляции от своих соседей и обладающие своеобразным расовым типом, обязаны до известной степени именно изоляции своими своеобразными чертами. Примером подобных народностей могут служить бушмены и эскимосы. Однако было бы неправильно приписывать всецело изоляции отличия эскимосов от других монголоидов и отличия бушменов от негров. Тут могли отразиться и различия истории, и трудно учитываемые влияния внешней среды. Так, в частности, далеко разбросанные друг от друга племена сеноев, вендов, тоалов и панианов Индостана все-таки остались очень сходными друг с другом, т. е. сохранили черты древнего общего типа, несмотря на продолжительную изоляцию. Причина, может быть, лежит в том, что ни одна из этих групп не должна была освоить специальные условия новой провинции и связать свою судьбу, например, с полярной областью, как это сделали эскимосы, или с пустыней, как бушмены.
Значение социального фактора проявилось в весьма резкой форме в процессе распространения признаков на территории. Когда какая-либо группа населения, в силу географических и исторических причин, раньше, чем другие, переходила на более высокую стадию развития производительных сил, численность этой группы быстро возрастала. Более высокий прирост населения, обусловленный у человека чисто социальными причинами, неизбежно приводил не только к более высокой плотности населения, но и к освоению все большей территории и поглощению и растворению групп с более низкими показателями прироста. По существу, совершенно не связанные с этим процессом автоматически распространялись вместе с их носителями. Таким образом, возникли новые обширные ареалы рас, которые по своей основе существенно отличались от ареалов рас животных, так как их размеры и границы определялись социально-экономическими причинами. Если одни расы ныне характеризуются большими ареалами, а другие — малыми, то источники этих различий лежат не в особенностях самих рас, а в различиях демографических показателей типов хозяйства (охотничьего, земледельческого, скотоводческого и др.) и, до известной степени, в географических особенностях территории, определяющих возможность ее использования.
Одним из важным факторов формирования новых типов являлась метисация, интенсивность, которой возрастала по мере увеличения этнических единиц. Можно выделить несколько областей наибольшего смешения рас в период до европейской экспансии: Судан, Передняя Индия, Индо-Китай, Индонезия, Микронезия, Средняя Азия, Западная Сибирь и Алтае-Саянское нагорье. После европейской экспансии наиболее крупные масштабы смешение приняло в южных штатах США, в Центральной и Южной Америке.
Метисная популяция по средней арифметической величине, вычисленной для каждого измерительного признака и для признака, определяемого баллом, обычно занимает промежуточное положение между смешивающимися расами. Примером промежуточности типа смешанной группы могут служить камчадалы, т. е. та группа русского населения Камчатки, которая является в большей своей части, по крайней мере, по мужской линии, обрусевшими потомками древних ительменов.
Встречаясь с какой-либо группой, история формирования которой не выяснена, антропологи на основании данных такого рода обычно предполагают, что она возникла в результате смешения двух рас, в том случае, если по всем своим признакам он занимает промежуточное положение между ними.
В результате многочисленных исследований оказалось, что не всегда легко определить, является ли промежуточный по своему облику расовый тип продуктом смешения или, наоборот, остатком более древнего, еще нейтрального по ряду признаков, антропологического типа, из которого лишь впоследствии образовались расовые варианты с резко выраженными, крайними значениями признаков. Такой вопрос возникал, в частности, относительно хантов и манси (имеющих черты, промежуточные между типичными европейцами и монголами), эфиопов (занимающих промежуточное положение между европейцами и неграми), дравидов (стоящих между северными индусами и веддами), баттаков, даяков, ифугао, нага и других индонезийцев с их чертами переходного характера, соединяющими их с веддоидной расой, с одной стороны, и южноазиатской, с другой.
Для решения этих вопросов, которые были источником многих разногласий, весьма важное значение имеют данные по ископаемым типам на данной территории. Если по мере углубления в древность промежуточный характер признаков исчезает и появляются все более резко выраженные черты двух или более расовых комплексов, то всего вероятнее, что ныне живущий промежуточный тип появился в результате их смешения. Особенно отчетливо выступает смешанное происхождение какой-либо группы в том случае, когда удается на археологическом материале установить приход нового антропологического типа вместе с новой материальной культурой, центр распространения которой известен в другой области. Наоборот, если промежуточность просматривается до ранней поры позднего палеолита, то значительно более вероятно считать именно промежуточный тип за исходный, а крайние варианты — результатами поздней дивергенции.
Ярким примером той роли, которую может сыграть ископаемый материал для разрешения этих вопросов, является исследование черепов из Луговского могильника ананьинской культуры ранней поры железного века на территории Татарстана. Добытые черепа оказались явно монголоидными по типу, чем резко отличались от скифских и сарматских; их сибирское происхождение не подлежит сомнению. Легкая монголоидность современных народов, населяющих территорию Волго-Камья, несомненно, унаследована от ананьинцев, смешавшихся позднее с различными европеоидными типами.[1 с.273-278]
В заключении можно сказать, что признаки растений и животных возникали, усиливались за счет естественного отбора. У людей естественный отбор оказывал влияние на первых этапах эволюции и постепенно перестал оказывать какое-либо влияние. Важным фактором появления новых типов является метисация.
Заключение.
В основе понятия «раса» лежит биологическое, прежде всего физическое сходство животных и общность населяемой ими территории (ареала) в прошлом или настоящем. Ж. Деникер разделил человечество на 29 рас, объединив их в шесть групп:
Расы людей отличаются друг от друга физическими признаками — цветом кожи, волос, глаз, формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеют сколько-нибудь существенного значения для жизнедеятельности человека.
Признаки, как альбинизм, короткопалость, некоторые формы карликового роста, действительно возникали совершенно самостоятельно у отдельных индивидов разных рас. В человеческой эволюции естественный отбор не мог иметь того значения, какое принадлежит ему в остальном органическом мире. Изоляция должна быть рассмотрена в числе прочих факторов образования рас у человека
Одним из важным факторов формирования новых типов являлась метисация, интенсивность, которой возрастала по мере увеличения этнических единиц Физические особенности, по которым одна раса отличается от другой, наследственны и сравнительно мало изменяются в результате непосредственного влияния среды
Нет сколько-нибудь четких совпадений понятий «раса» и «этнос» (народ, нация, национальность). Вообще все крупные народы, как правило, неоднородны в антропологическом отношении. Нет также совпадения между расами и языковыми группами — последние возникали позже, чем расы.
развития и характеризуются одинаковыми видовыми особенностями.
Используемая литература
1. Хомутов, А.Е. Антропология/А.Е.Хомутов -Ростов н/Д: Феникс, 2003. —
384 с.
2. Азимов Айзек, Расы и народы: ген, мутация и эволюция человека / Айзек Азимов.-М. Центрполиграф, 2006.-143с.
3. Россолима, Т.Е. Антропология: Хрестоматия. Учебное пособие / Т.Е. Россолимо, И.А. Москвина-Торханова. –М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.- 448 с.
4. Антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2004.-272 с.
5. Парамонов, А.А. Дарвинизм / А.А. Парамонов. – М.: Просвещение, 1978. – 335 с.
6. Яблоков, А.В. Эволюционное учение / А.В. Яблоков, А.Г. Юсуфов. – М.: Высшая школа, 1981. – 343 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий