Содержание
Введение
1. Царствование Петра и Иоанна.
2. Единоличное царствование Петра
3. Деятельность Церковь в области общественного призрения
4. Предотвращение профессионального нищенства среди
военных и детей
Заключение
Список литературы
Введение.
Многие деятели, видя, что безразборчивая раздача милостыни не уменьшает, а увеличивает нищенство, начинали относиться к этой форме благотворения отрицательно. В общественном сознании подготовлялась мысль о необходимости, в видах общественного и государственного благоустройства, перейти от благотворительности к системе общественного призрения. При этом начала ясней обозначаться и сама система призрения, долженствовавшая заключать в себе не только одну помощь бедным милостыней и особенно содержанием их в заведениях, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка, а позже и даже наказание за тунеядство.
Идея общественного призрения как отрасли государственного управления, едва зародившаяся в начале царского периода нашей истории, назрела к концу его.
Общественное призрение как отрасль государственного управления не отрицает благотворительность как проявление известного религиозного или морального настроения. Напротив того, признавая законность ее, видит в ней важнейший источник средств для призрения. При этом новое направление в общественном попечении о бедных стремится урегулировать и направить благотворительность, привести ее в известный порядок и более или менее подчинить ее государственным интересам, однако пока еще без всякого стеснения и насилия над благотворителями. Государство еще не налагает обязанностей на общество, не обязывает его различать нищенствующих, выделять из них порочных ленивцев и принимать по отношению к каждой отдельной категории нуждающихся определенные меры попечения. Эти обязанности оно склонно принять на себя и свои органы и позаботиться устранением злоупотреблений нищенством; частные же благотворители могут по-прежнему подавать милостыню по своему усмотрению всем тем, кому правительство разрешит нищенствовать. Но помощь в закрытых заведениях, очевидно, предпочитается обязанной раздаче пособий, и благотворители приглашаются направлять свои пожертвования в богадельни, госпитали, школы. К концу царского периода нашей истории зарождается новая мысль, по которой помощь общества в деле призрения должна быть не только добровольной, факультативной, но и обязательной. Особенно хочется отметить Петра 1 как человека внесшего огромный вклад в идею общественного презрения и в борьбу с профессиональным веществом.
Цель работы:
-познакомиться со способами борьбы Петра 1 с профессиональным нищенством.
Задачи работы:
-изучить меры принятые Петром1 по предотвращению профессионального нищенства среди взрослого населения и детей.
Царствование Петра и Иоанна.
Первые попытки борьбы с нищенством относятся еще к периоду совместного царствования государей Ивана V и Петра I (1682-1696). Во время совместного царствования Иоанна и Петра издан указ от 30 ноября 1691 г . подтверждающий, что «известно им Великим Государям, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, также и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы». Ввиду этого указ рекомендует «тех людей имать и расспрашивать... и по распростным речам ссылать посадских людей в те же посады, из коих они пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещиковых и вотчинниковых отдавать помещикам и вотчинникам, а буде те люди с сего Великих Государей указу впредь объявятся в Москве, в том же нищенском образе и в притворном лукавстве, и тем за то притворное лукавство учинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние Сибирские города». Применялся этот указ, по-видимому, слабо, потому что через три года правительство снова подтверждает его и распространяет на лиц духовного звания: «безместных чернецов и черниц, попов и дьяконов», бродивших в Москве; их также велено «имать и приводить в Стрелецкий Приказ», а из него отсылать «в Патриарший Приказ, чтобы отнюдь чернецы и черницы и безместные попы и дьяконы по улицам нигде не бродили и по кабакам не водились». Этим собственно и ограничиваются мероприятия против нищенства во время совместного царствования Иоанна и Петра.[1. с.9-10]
Можно сказать, что Император с первых годов правления видел проблему профессионального нищенства.
Единоличное царствование Петра
Развитие мер общественного призрения в определенную систему принадлежит уже Императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд законов и распоряжений его, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Он указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и др. категории их. Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных и не связанных между собой попыток, а цельную систему, отличающуюся известной выдержанностью и последовательностью.
Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, отметим наиболее крутые из них. Заботясь «о пристройстве» истинно нуждающихся, Император в 1700 г . пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных, кои работать не могут и о необходимости «старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, да недорослям малым до указной меры в поры прежних их окладов, а молодым и здоровым кормовых денег не давать и от кормовых денег им. Он требует повсеместного в губерниях устройства госпиталей «для увечных и самых престарелых, не имеющих возможности снискивать пропитание трудами», а городским магистратам вменяет в обязанность изыскивать меры для оказания помощи и пособия бедным и заботиться о предупреждении нищеты. Не видя особой ревности в исполнении этого, Петр вторично приказывает в 1715г. строить в Москве в церковных оградах каменные госпитали. Содержание и устройство больниц и богаделен лежало на обязанности сначала Патриаршего, с 1701 г .— Монастырского приказа, а с 1721 г .— в ведении Святейшего Синода и Камер-конторы. По указу 1710 г ., ввиду злоупотреблений в пользовании богадельнями, было приказано произвести «разбор» и выселить из богаделен всех тех, у кого есть жены или дети и кто знает промыслы.[3.С. 277]
Правовые регламентации изменяются с начала XVIII века. «Препровождение» бродящих распространяется как на мужчин, так и на женщин. Появляются органы контроля и надзора в виде Монастырского приказа, который должен направлять нищих по месту приписки (Указ от 21 января 1712 г.). Нищих «ловили» и отдавали в «работу». Параллельно велась борьба и против тех, кто подавал милостыню. С этой целью в городах создавались специальные штаты «нарочных поимщиков». Устанавливалось взыскивать штрафы с лиц, в чьем ведении находились здоровые побирающиеся нищие: помещиков, вотчинников, как мирян, так и представителей духовенства. Разрешалось старостам и сотским собирать нищим « на хлеб и на одежды», из тех сел и деревень, откуда они вышли, а за это, если они «ни убогие и ни престарелые», те могли бы свой «хлеб отработать». (Указы от 25 февраля и 20 июня 1718 г.).
Других указах (1713—1719 гг.) обращается внимание полиции на монахов и нищих, которые являются в Москву, чтобы нищенствовать. Всех их предписывалось забирать и приводить в Монастырский Приказ. По отношению к нищим, способным к труду, Петр I постоянно подтверждал, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни. Следуя европейским примерам, он усиливает наказания для здоровых нищих: первый раз пойманных «бить нещадно батожьем и отдавать или отсылать по прежнему указу, в прежние их места, где они жили, хозяевам их с роспискою и приказать тем, кому они отданы будут, дабы за ними накрепко смотрели, чтобы они, бродя по улицам и по рядам, милостыни не просили, а кормили бы их те, чьи они есть, помещики и вотчинники и прочие хозяева всяких чинов, как духовных, так и мирских, а дворцовых крестьян старосты и сотские, сбирая на тех бедных на хлеб и на одежду с обывателей тех сел и деревень. А зато прокормление, кроме престарелых и увечных, доставляли бы их, что потребно себе работать, дабы они не даром хлеб ели. А буде такие в другой раз или в третий пойманы будут, и таких бить на площади кнутом, посылать в каторжную работу, а баб в шпингауз (прядильный дом), а ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам, а на помещиках и на хозяевах и на властях, также на старостах и на прикащиках брать штрафу за каждого человека за неусмотрение по пяти рублей».
В инструкции (1719 г .) земским фискалам поручалось разыскивать в губерниях «какие беглые, гулящие подозрительные и другие подобные оным бездельные люди, которые уезду токмо больше ко вреду и к тягости, не вели к пользе и к приращению происходят, понеже такие люди всякие злодейства татьбою, разбоем и воровством могут чинить, и о том земский фискал немедленно губернатору и воеводе имеет подать ведомость, дабы такие люди пойманы и по уложениям и уставам наказаны или к изгнанию их из губерний и из провинций учреждение могло быть учинено». В регламенте духовной коллегии Петр взывает к разуму исполнителей его предначертаний. «Разсуди всяк, — говорит он, — сколько тысящ в России обретается ленивых таковых прошаков, толикож тысящ не делают хлеба, и потому нет от них приходу хлебного, а обаче нахальством и лукавым смирением чужие труды поедают и потому великий хлеба расход вотще. Хватать бы таковых всюду и к делам общим приставлять». Далее регламент указывает на то, что эти «прошаки» отымают хлеб от действительно нуждающихся и спрашивает: «И кто вкратце исчислит вред, от таковых бездельников? По дорогам, где угодно водят, разбивают; зажигатели суть на шпионство от бунтовщиков и изменников подряжаются; клевещут на властей высоких, и самую власть верховную зло обносят, и простой народ к презорству властей преклоняют. Сами же никаких христианских должностей не касаются; в церковь входить не свое дело быти помышляют, только б им пред церковью непрестанно вопить. И что еще веру превосходит бессовестие и бесчеловечие оных: младенцам своим очи ослепляют, руки скорчивают и иные члены развращают, чтоб были прямые нищие и милосердия достойные. Воистину нет беззаконнейшего чина людей». [1. с.13]
Постепенно Петр 1 начинает осознавать роль и миссию государства в деле ликвидации профессионального нищенства и проведении профилактики этого явления, создании системы защиты и помощи нуждающимся. Так, в регламенте, или уставе, Главного магистрата от 16 января 1721 г . определена роль полиции в деле общественного призрения как одного из субъектов «социальной политики». В главе X подчеркивалось, что «полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям Божьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках». В Регламенте указаны основные институты призрения: «смирительные дома», предназначенные для людей «непотребного жития»; «прядильные дома» — для женщин «непотребного женского бытия»; «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» — для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; « другие дома от разных болезней бедных лечат.»
В § 34 подчеркивалось, что призрение бедных, «престарелых и дряхлых граждан» лежит непосредственно на магистратах. Для этих целей они должны быть пристроены в городские богадельни, а не жить за счет «пропитания граждан». Однако категорически запрещалось призрение «посторонних граждан», т. е. лиц не из данного города. В § 38 запрещалось всем сословиям призревать и оказывать милостыню «посторонним гражданам». Относительно профессионального нищенства в § 32 особо указывалось, что праздный образ жизни ведет к различным формам преступлений — «воровству», «разбою». Для предотвращения этого людей, ведущих праздный образ жизни, необходимо «понуждать» к ремеслам, работам, «художествам». _ Таким образом, при Петре I оформляется достаточно разветвлённая» система социальной защиты. В нее входят:
а) центральные органы - вначале Патриарший и Монастырский приказы, с 1712 г. — Святейший Синод, а с 1724 г. Камер-контора;
б) Городские магистраты;
в) помещики во владельческих селениях;
г) старосты и сотские в селениях со свободным населением».
Характерны в этом отношении институты призрения, которые можно условно разделить на институты социального контроля и социальной помощи. К первым можно отнести смири
тельные и прядильные дома, предназначенные, прежде всего для насильственного привлечения мужчин и женщин к общественно полезному труду. Эти меры направлены против «профессиональных нищих», «ленивых прошаков». Ко вторым причисляли госпитали. Они предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т.е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться.
Характерны в этом отношении институты призрения, которые можно условно разделить на институты социального контроля и социальной помощи. К первым можно отнести смири
тельные и прядильные дома, предназначенные, прежде всего для насильственного привлечения мужчин и женщин к общественно полезному труду. Эти меры направлены против «профессиональных нищих», «ленивых прошаков». Ко вторым причисляли госпитали. Они предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т.е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться.
Помимо создания государственных структур помощи и контроля, предпринимаются попытки организации новых источников финансирования общественного призрения. Среди них:
• увеличение сбора венечных денег;
• контроль за продажей восковых свечей;
• «установление вычетов» из жалованья на «гошпитали»;
• обучение монахинь ремеслам, и обращение средств с них
на общественные, а не на личные нужды;
на общественные, а не на личные нужды;
• сбор подаяний при церквах на «гошпитали»;
• сбор штрафных денег с раскольников.
По указу от января 1712г. приказывалось по всем губерниям «учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ни в чем работать не могут, ни стеречь, также и зело престарелых». То есть, иными словами, учреждались специальные госпитали для содержания нетрудоспособных, не имевших возможности «снискивать пропитание своим трудом».
Наконец, в ноябре 1715 г . появляется новый указ Петра 1, где были даны распоряжения об обязательном строительстве госпиталей (каменных в Москве, деревянных в других городах). В результате к 1724 г . в одной только Москве насчитывалось 90 богаделен и госпиталей (мужских и женских), в которых состояло около 4 тыс. нищих. На содержание этих нищих уходило в год около 12 тыс. рублей «кормовых денег». Кроме того, имеются сведения, что сверх списков в московских богадельнях всегда проживало не менее 200 так называемых «прибылых» (приходящих) нищих.[2 с.92-93]
Для Петра I здоровые нищие явились ни кем иными, как «ленивыми прошаками», для которых единственной мерой может быть лишь определение в принудительные работы.
Для выполнение указов, стало также ясным, что необходимы средства на организацию государственного призрения. Выделяются следующие источники финансирования системы призрения:
а) вдвое был увеличен сбор для вступающих в брак;
б) воспрещена свободная продажа восковых свечей и введена монополия церкви на их продажу;
в) установлен вычет из жалованья у служилых людей (кроме солдат) по копейке с рубля на содержание госпиталей;
г) в монастырях введено обучение монахинь рукоделью и ремеслам с последующим обращением доходов от продажи товара на «общую монастырскую пользу»;
д) введен сбор «доброхотных» подаяний в церквах в два кошелька (один — на покупку церковных принадлежностей; второй — на содержание госпиталей);
е) на богоугодные дела обращались и штрафные деньги.
Не удивительно, что петровская политика беспощадного преследования и применения репрессивных мер к профессиональным нищим не были приняты российским обществом. Да и сам император вскоре сам осознал, что в данном вопросе «перегнул палку» [4 с.26]
Иными словами, была разрушена система открытого призрения, установленная еще Иваном IV (то есть система содержания нищих за счет милостыни), произошел поворот в сторону «закрытой» системы.
Петр 1 ввел разделение по категориям «нуждающихся» и определял объем помощи в зависимости от категории.
Деятельность церкови в области общественного
призрения
В том, что на первых порах большая часть денежных средств тратилася на нищих, людей церкви, видится противоречивая политика государственной власти. Она вытекает из условий государственного реформирования, когда новая власть не может решить все социальные проблемы. Отсюда видна попытка и законодательно, и при помощи финансовых средств «заставить» церковь выполнять свои прямые обязанности по призрению людей церкви.
Роль Монастырского приказа, а позднее и Святейшего Синода, после разделения России на губернии была в основном контролирующей, полицейско-административной. Таким образом, духовенство приравнивалось к светским чиновникам, для которых указы и распоряжения Сената являлись обязательными к исполнению. В такой же административной зависимости находился и Святейший Синод. Его деятельность в области общественного призрения регламентировалось вышестоящими органами. Так, Святейшему Синоду предписывалось содержать в монастырях направленных Военной Коллегией обер-офицеров, унтер-офицеров, рядовых драгун, солдат (Указы 1720, 1721, 1722гг.).
На них возлагается организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного призрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им велено устраивать «гошпитали» для увечных, престарелых, «зазорных младенцев» (внебрачных детей). Причем губерниям надлежало самим финансировать свои социальные программы «изъ неокладныхъ прибыльныхъ доходовъ».
Лишая духовенство власти и самостоятельного финансового управления, отдавая предпочтение губернскому административному управлению, Петр 1 спровоцировал тем самым рост нищенства. Поэтому вполне естественно, что большинство указов в сфере общественного призрения направлено на искоренение данного социального недуга.
Среди указов, направленных против профессионального нищенства, являются указы 1691, 1694, 1712, 1718 гг. Указами конца XVII в. запрещали побирать в «нищенском образе и притворном лукавстве», за что, в случае поимки, таких людей «били кнутом» и ссылали в Сибирь. [2 с. 85-115]
.В преамбуле Указа (от 31 января 1724 г.) о внутренней регламентации монастыря дается оценка монашеской жизни: «.. .что же прибыль обществу от сего во истину токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут от податей и от лености, дабы даром хлеб есть». Святейшему Синоду было предписано:
1. Отставных солдат, которые не могут трудиться, направлять в монастыри, их число определять, исходя из доходов монастыря, причем необходимо устраивать «гошпитали по регламенту»;
2. Монахов определить для «служения» отставным военным, лишним монахам, не задействованным на «служении», выделять монастырские земли, чтобы они на ней работали;
3. Монахиням «лишним» вместо пашни вменялось рукоделие, «пряжею на мануфактурные заводы». Впервые перед духовными лицами ставится вопрос о милостыни как общественном зле, предписывается искоренять этот обычай. Перед духовенством ставится задача выявить те стороны милостыни, которые провоцируют рост профессионального нищенства, и те, которые идут на пользу обществу: «добрый чин милостыни определить». Определены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, где предписано было собирать «престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...».
Итак, царь Петр привлекал церковь к борьбе с профессиональным нищенством
.
Предотвращение профессионального нищенства
среди военных и детей
В правление Петра I создание регулярной массовой армии, военные действия, связанные с большими людскими потерями, с более тяжелыми формами инвалидности, потребовали поиска соответствующих форм помощи и поддержки.
Так, принимается решение использовать монастыри для призрения офицеров и рядовых, не имеющих своего дома, где бы отставные военные призревались, приняв постриг. С этой целью принимаются Указы от 15 марта 1722 г . Для того чтобы закрепить вакансии монахов за отставными и увечными военными, Указом от 28 января 1723 г . Петр I запретил постригать в монахи из других сословий. Хлебное и денежное довольствие для отставных военных производилось из монастырских доходов, которые назначались на содержание монахов. Размер окладов мог колебаться в зависимости от чина, к примеру, жалование полковника московского гарнизона в 1712 г . — 892 р. 73 1/4 к., а рядового прочих полков — 20 р. 38 1/4 к.). [2 с. 103] Особое место в системе государственного призрения заняли уволенные со службы военнослужащие (унтер-офицеры, рядовые драгуны и солдаты), не имевшие средств на жизнь. Так, по указу 1722 г . таким отставникам предлагалось либо попытаться обзавестись собственным хозяйством, либо постричься в монахи и получить государственное содержание в богадельнях при монастырях.
Не менее злободневными для общественного призрения были проблемы детства. Они стали актуальными еще в конце XVII в., в период правления царя Федора Алексеевича. Целенаправленная деятельность начинает осуществляться при Петре I.
Им издается серия Указов о запрете детоубийства незаконнорожденных. Указы от 31 января 1712 г ., от 4 ноября 1715г. были направлены на то, чтобы защитить ребенка и дать ему не только право на жизнь, но на прокормление и воспитание. Решение последнего Указа предусматривало определенное финансирование не только на ребенка, но и на его воспитателя: «приставленным на год денег по три рубли, да хлеба по полуосьмине на месяц, а младенцам на день по три деньги». Проект, который предоставил Петру Великому в 1714 г . Федор Салтыков, отражал и другую сторону призрения детства. Он был направлен на искоренение детского бродяжничества, в котором видели истоки |профессионального нищенства. Согласно проекту, детей следовало отдавать в церковные приходы, где бы они под надзором церковных старост прошли курс «наук» словесных у причетников, научились читать и писать. Затем предполагалось, что они перейдут в «госпитали» и там получат профессиональное образование. Еще в 1706 г . новгородский митрополит Иов открыл первый в России приют для «зазорных» (то есть незаконнорожденных) детей. По указу Петра на содержание приюта были обращены доходы от нескольких монастырских вотчин. Вскоре последовало распоряжение об учреждении в городах специальных госпиталей для незаконнорожденных, а затем и сиротских домов (последние находились в ведении магистратов). По указу 1712 г . в госпитали и сиротские дома должны были приниматься младенцы.
Более пространен ноябрьский указ 1715 г ., В нем, в частности, говорится, что следует «избрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рождают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рождаются, и умерщвляются; и для того объявить указом, чтоб таких младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили б к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно чрез какое закрытие, дабы приношенных лица было не видно. А ежели такие незаконнорождаюшие явятся в умерщвлении тех младенцев, и оныя за такие злодейственные дела сами казнены будут смертию; и те гошпитали построить и кормить из губерний из неокладных прибылых доходов, а именно: приставленным на год по три рубли, да хлеба по полуосьмине на месяц, а младенцам на день по три деньги».
Таким образом, определялись следующие меры:
а) набирался штат детских приютов и госпиталей из «искусных жен» (кормилиц) с назначением жалованья за работу (по 3 рубля в год);
б) за умерщвление незаконнорожденных виновные наказывались смертью;
в) устанавливалась анонимность приема (подкидывания) незаконнорожденных в приюты;
г) на содержание незаконнорожденных отводилось по три деньги (то есть по полторы копейки) в день.
По тому же указу принятые в приюты мальчики в дальнейшем должны были отдаваться в обучение к какому-нибудь мастеру, а девочки — в услужение, а если выдавался случай, и замуж. Особо подчеркивалось, что «если впоследствии они подвергались болезням или увечью, или впадали в помешательство, то могли возвращаться в эти приюты, как в родительские дома».[3 с.277-278]
Заключение
Петровские преобразования в начале XVIII века существенно изменяют систему защиты и помощи нуждающихся. В обществе изменяется подход к человеку. Если средневековая концепция человека строилась исходя из отрицания ценности личности, приоритета ценностей коллективизма, который закреплялся экономическими факторами (владение собственностью на землю либо общиной, либо монастырем, либо под патронажем государственных органов), то эта концепция меняет свое содержание в эпоху формирования абсолютизма. Ценность человека рассматривается с позиций его трудовой стоимости. Вот почему при Петре Великом происходит активизация политики в отношении профессионального нищенства, усиливается роль государства, расширяются мероприятия, направленные на секуляризацию монастырских земель.
В период правления Петра I постепенно оформилась система государственного попечения о нищих. Можно выделить три уровня данной системы: так, в столицах (Москве и Санкт-Петербурге) руководство первоначально находилось в руках Патриаршего и Монастырского приказов, с 1721 г. было передано в ведение Святейшего Синода, а с 1724 г. в совместное ведение Синода и Камер-конторы. В остальных городах Российской Империи заботы о призрении над бедными возлагались на местные магистраты. В сельской же местности эти обязанности в частновладельческих имениях возлагались на помещиков, а в государственных и удельных селениях — на старост или сотских.
Были сделаны попытки воспитать в обществе сознательное отношение к нищенству, провести различия между бедными по причинам впадения в нищету и установить в зависимости от этих причин способы и виды призрения. В то же время акцент был сделан на карательные меры и по отношению к нищим, и по отношению к русским «нищелюбцам». Таким образом, мероприятия Петра I, коснувшиеся реформирования сферы социального призрения, привели к созданию государственной системы благотворительности. При всей неоднозначности оценок перемен в организации социальной помощи, те во многом, хотя и с учетом российской специфики и некоторым запозданием, шли в русле общеевропейского развития.
Основными средствами воспитания становились каторжные работы и штрафы. Контроль и проведение мероприятий по борьбе с нищенством возлагались на полицию.
Список литературы
1. Макаренко, Н.И.Теория социальной работы: Хрестоматия / Н. И. Макаренко. -Томск: Изд-во ТПУ, 1999. — 92с.
2. Фирсов, М.В. История социальной работы в России/ М.В. Фирсов — М.: изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 256 с.
3. Кузьмин, К. В.История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века)/ К. И.Кузьмин , Сутырин Б. А — М.: Деловая книга, 2003.— 480 с.—
4. Курбанов В.И. Социальная работа / Курбанов В.И. - Ростов н/ Д: Феникс, 2006.
Огромное спасибо, Александр, Ваш материал очень помог!
ОтветитьУдалить