Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 5 февраля 2012 г.

Борьба Петра 1 с профессиональным нищенством


Содержание



Введение
1. Царствование Петра и Иоанна.
2. Единоличное царствование Петра
3. Деятельность Церковь  в области обще­ственного  призрения
4. Предотвращение профессионального нищенства  среди
 военных и детей
Заключение
Список литературы



Введение.

Многие деятели, видя, что безразборчивая раздача милостыни не уменьшает, а увеличивает нищенство, начинали относиться к этой форме благотворения отрицательно. В общественном сознании подго­товлялась мысль о необходимости, в видах общественного и государст­венного благоустройства, перейти от благотворительности к системе общественного призрения. При этом начала ясней обозначаться и сама система призрения, долженствовавшая заключать в себе не только одну помощь бедным милостыней и особенно содержанием их в заведениях, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка, а позже и даже наказание за тунеядство.
 Идея общественного призрения как отрасли государственного управления, едва зародившаяся в начале царского периода нашей истории, назрела к концу его.
Общественное призрение как отрасль государственного управления не отрицает благотворительность как про­явление известного религиозного или морального настроения. Напротив того, признавая законность ее, видит в ней важнейший источник средств для призрения. При этом новое направление в общественном попечении о бедных стремится урегулировать и направить благотворительность, привести ее в известный порядок и более или менее подчинить ее госу­дарственным интересам, однако пока еще без всякого стеснения и наси­лия над благотворителями. Государство еще не налагает обязанностей на общество, не обязывает его различать нищенствующих, выделять из них порочных ленивцев и принимать по отношению к каждой отдельной категории нуждающихся определенные меры попечения. Эти обязанно­сти оно склонно принять на себя и свои органы и позаботиться устране­нием злоупотреблений нищенством; частные же благотворители могут по-прежнему подавать милостыню по своему усмотрению всем тем, кому правительство разрешит нищенствовать. Но помощь в закрытых заведе­ниях, очевидно, предпочитается обязанной раздаче пособий, и благо­творители приглашаются направлять свои пожертвования в богадельни, госпитали, школы. К концу царского периода нашей истории зарожда­ется новая мысль, по которой помощь общества в деле призрения долж­на быть не только добровольной, факультативной, но и обязательной. Особенно хочется отметить Петра 1 как человека внесшего огромный вклад  в идею общественного презрения и   в борьбу с профессиональным веществом.
Цель работы:
-познакомиться со способами борьбы Петра 1 с профессиональным нищенством.
Задачи работы:
-изучить меры принятые Петром1 по предотвращению профессионального нищенства среди взрослого населения и детей.



Царствование Петра и Иоанна.


Первые попытки борьбы с нищенством относятся еще к периоду совместного царствования государей Ивана V и Петра I (1682-1696). Во время совместного царст­вования Иоанна и Петра издан указ от 30 ноября 1691 г. подтверждающий, что «известно им Великим Государям, что на Москве гулящие люди, подвя­зав руки, также и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы». Ввиду этого указ рекомендует «тех людей имать и расспрашивать... и по распростным речам ссылать посадских людей в те же посады, из коих они пришли, а дворцовых крестьян в дворцовые волости, а помещиковых и вотчинниковых отдавать помещикам и вотчинникам, а буде те люди с сего Великих Государей указу впредь объявятся в Москве, в том же нищенском образе и в притворном лукавстве, и тем за то притворное лукавство учинить жестокое наказа­ние, бить кнутом и ссылать в дальние Сибирские города». Применялся этот указ, по-видимому, слабо, потому что через три года правительство снова подтверждает его и распространяет на лиц духовного звания: «безместных чернецов и черниц, попов и дьяконов», бродивших в Моск­ве; их также велено «имать и приводить в Стрелецкий Приказ», а из него отсылать «в Патриарший Приказ, чтобы отнюдь чернецы и черницы и безместные попы и дьяконы по улицам нигде не бродили и по кабакам не водились». Этим собственно и ограничиваются мероприятия против ни­щенства во время совместного царствования Иоанна и Петра.[1. с.9-10]
 Можно сказать, что Император с первых годов правления видел проблему профессионального   нищенства.


Единоличное царствование Петра


Развитие мер общественного призрения в определенную систему при­надлежит уже Императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд законов и распоряжений его, нельзя не видеть, что им были за­тронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуж­дой. Он указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борь­бы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональ­ных нищих и др. категории их. Он принимает решительные меры к уре­гулированию частной благотворительности, определяет организован­ную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для развития дела средства. Таким образом, применяемые им меры со­ставляют уже не ряд разрозненных и не связанных между собой попыток, а цельную систему, отличающуюся известной выдержанностью и после­довательностью.
Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, отметим наиболее крутые из них. Заботясь «о пристройстве» истинно нуждаю­щихся, Император в 1700 г. пишет о постройке по всем губерниям бога­делен для старых и увечных, кои работать не могут и о необходимости «старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти, да недорослям малым до указной меры в поры прежних их окладов, а молодым и здоровым кормовых денег не давать и от кормовых денег им. Он требует повсеместного в губерниях уст­ройства госпиталей «для увечных и самых престарелых, не имеющих возможности снискивать пропитание трудами», а городским магистра­там вменяет в обязанность изыскивать меры для оказания помощи и по­собия бедным и заботиться о предупреждении нищеты. Не видя особой ревности в исполнении этого, Петр вторично приказывает в  1715г. строить в Москве в церковных оградах каменные госпитали.  Содержание и устройство больниц и богаделен лежало на обязанности сначала Патриаршего, с 1701 г.— Монастырского приказа, а с 1721 г.— в ведении Святейше­го Синода и Камер-конторы. По указу 1710 г., ввиду зло­употреблений в пользовании богадельнями, было прика­зано произвести «разбор» и выселить из богаделен всех тех, у кого есть жены или дети и кто знает промыслы.[3.С. 277]
  Правовые регламентации изменяются с начала XVIII века. «Препровождение» бродящих распространяется как на муж­чин, так и на женщин. Появляются органы контроля и надзо­ра в виде Монастырского приказа, который должен направлять нищих по месту приписки (Указ от 21 января 1712 г.). Нищих «ловили» и отдавали в «работу». Параллельно велась борьба и против тех, кто подавал милостыню. С этой целью в городах создавались специальные штаты «нарочных поимщиков». Устанавливалось взыскивать штрафы с лиц, в чьем ведении на­ходились здоровые побирающиеся нищие: помещиков, вотчин­ников, как мирян, так и представителей духовенства. Разрешалось старостам и сотским собирать нищим « на хлеб и на одежды», из тех сел и деревень, откуда они вышли, а за это, если они «ни убогие и ни престаре­лые», те могли бы свой «хлеб отработать». (Указы от 25 февра­ля и 20 июня 1718 г.).
Других указах (1713—1719 гг.) обращается внимание полиции на монахов и ни­щих, которые являются в Москву, чтобы нищенствовать. Всех их пред­писывалось забирать и приводить  в Монастырский Приказ. По отношению к ни­щим, способным к труду, Петр I постоянно подтверждал, что их нужно привлечь к работе, а больных и увечных помещать в богадельни. Следуя европейским примерам, он усиливает наказания для здоровых нищих: первый раз пойманных «бить нещадно батожьем и отдавать или отсы­лать по прежнему указу, в прежние их места, где они жили, хозяевам их с роспискою и приказать тем, кому они отданы будут, дабы за ними на­крепко смотрели, чтобы они, бродя по улицам и по рядам, милостыни не просили, а кормили бы их те, чьи они есть, помещики и вотчинники и прочие хозяева всяких чинов, как духовных, так и мирских, а дворцовых крестьян старосты и сотские, сбирая на тех бедных на хлеб и на одежду с обывателей тех сел и деревень. А зато прокормление, кроме престарелых и увечных, доставляли бы их, что потребно себе работать, дабы они не даром хлеб ели. А буде такие в другой раз или в третий пойманы будут, и таких бить на площади кнутом, посылать в каторжную работу, а баб в шпингауз (прядильный дом), а ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам, а на помещиках и на хозяевах и на властях, также на старостах и на прикащиках брать штрафу за каждого че­ловека за неусмотрение по пяти рублей».
В инструкции (1719 г.) земским фискалам поручалось разыскивать в губерниях «какие беглые, гулящие подозрительные и другие подобные оным бездельные люди, которые уезду токмо больше ко вреду и к тяго­сти, не вели к пользе и к приращению происходят, понеже такие люди всякие злодейства татьбою, разбоем и воровством могут чинить, и о том земский фискал немедленно губернатору и воеводе имеет подать ведо­мость, дабы такие люди пойманы и по уложениям и уставам наказаны или к изгнанию их из губерний и из провинций учреждение могло быть учинено». В регламенте духовной коллегии Петр взывает к разуму ис­полнителей его предначертаний. «Разсуди всяк, — говорит он, — сколь­ко тысящ в России обретается ленивых таковых прошаков, толикож тысящ не делают хлеба, и потому нет от них приходу хлебного, а обаче на­хальством и лукавым смирением чужие труды поедают и потому великий хлеба расход вотще. Хватать бы таковых всюду и к делам общим при­ставлять». Далее регламент указывает на то, что эти «прошаки» отыма­ют хлеб от действительно нуждающихся и спрашивает: «И кто вкратце исчислит вред, от таковых бездельников? По дорогам, где угодно водят, разбивают; зажигатели суть на шпионство от бунтовщиков и из­менников подряжаются; клевещут на властей высоких, и самую власть верховную зло обносят, и простой народ к презорству властей прекло­няют. Сами же никаких христианских должностей не касаются; в церковь входить не свое дело быти помышляют, только б им пред церковью не­престанно вопить. И что еще веру превосходит бессовестие и бесчелове­чие оных: младенцам своим очи ослепляют, руки скорчивают и иные члены развращают, чтоб были прямые нищие и милосердия достойные. Воистину нет беззаконнейшего чина людей». [1. с.13]
 Постепенно Петр 1 начинает осознавать роль и мис­сию государства в деле ликвидации профессионального нищенства и прове­дении профилактики этого явления, создании системы защиты и помощи нуждающимся. Так, в регламенте, или уставе, Главного магистрата от 16 января 1721 г. определена роль полиции в  деле общественного призрения как одного из субъектов «со­циальной политики». В главе X подчеркивалось, что «полиция призирает нищих, бедных, больных, убогих, увечных, прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по запо­ведям Божьим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках». В Регламенте указаны основные институты призрения: «смирительные дома», предназначенные для лю­дей «непотребного жития»; «прядильные дома» — для женщин «непотребного женского бытия»; «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» — для убогих и оставшихся без роди­телей детей, где бы их воспитывали и содержали; « другие дома от разных болезней бедных лечат.»
В § 34 подчеркивалось, что призрение бедных, «престарелых и дряхлых граждан» лежит непосредственно на магистратах. Для этих целей они должны быть пристроены в городские бо­гадельни, а не жить за счет «пропитания граждан». Однако категорически запрещалось призрение «посторонних граж­дан», т. е. лиц не из данного города. В § 38 запрещалось всем со­словиям призревать и оказывать милостыню «посторонним гражданам». Относительно профессионального нищенства в § 32 особо указывалось, что праздный образ жизни ведет к раз­личным формам преступлений — «воровству», «разбою». Для предотвращения этого людей, ведущих праздный образ жизни, необходимо «понуждать» к ремеслам, работам, «художествам». _ Таким образом, при Петре I оформляется достаточно разветвлённая» система социальной защиты. В нее входят:
а) центральные органы - вначале Патриарший и Монастыр­ский приказы, с 1712 г. — Святейший Синод, а с 1724 г. Камер-контора;
б) Городские магистраты;
в) помещики во владельческих селениях;
г) старосты и сотские в селениях со свободным населением».
Характерны в этом отношении институты призрения, которые можно условно разделить на институты социального контроля и социальной помощи. К первым можно отнести смири­
тельные и прядильные дома, предназначенные, прежде всего для насильственного привлечения мужчин и женщин к общественно полезному труду. Эти меры направлены против «профессиональных нищих», «ленивых прошаков». Ко вторым при­числяли госпитали. Они предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т.е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться.
Помимо создания государственных структур помощи и кон­троля, предпринимаются попытки организации новых источни­ков финансирования общественного призрения. Среди них:
   увеличение сбора венечных денег;
   контроль за продажей восковых свечей;
   «установление вычетов» из жалованья на «гошпитали»;
   обучение монахинь ремеслам, и обращение средств с них
на общественные, а не на личные нужды;
   сбор подаяний при церквах на «гошпитали»;
   сбор штрафных денег с раскольников.
По указу от января 1712г. приказывалось по всем гу­берниям «учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ни в чем работать не могут, ни стеречь, также и зело престарелых». То есть, иными словами, учрежда­лись специальные госпитали для содержания нетрудоспо­собных, не имевших возможности «снискивать пропита­ние своим трудом».
Наконец, в ноябре 1715 г. появляется новый указ Пет­ра 1, где были даны распоряжения об обязательном строи­тельстве госпиталей (каменных в Москве, деревянных в других городах). В результате к 1724 г. в одной только Москве насчитывалось 90 богаделен и госпиталей (мужс­ких и женских), в которых состояло около 4 тыс. нищих. На содержание этих нищих уходило в год около 12 тыс. рублей «кормовых денег». Кроме того, имеются сведения, что сверх списков в московских богадельнях всегда про­живало не менее 200 так называемых «прибылых» (при­ходящих) нищих.[2 с.92-93]
Для Петра I здоровые нищие явились ни кем иными, как «ленивыми прошаками», для которых единственной мерой может быть лишь определение в принудительные работы.
Для выполнение указов, стало также ясным, что необ­ходимы средства на организацию государственного при­зрения. Выделяются следующие источники финансирова­ния системы призрения:
 а) вдвое был увеличен сбор для вступающих в брак;
б) воспрещена свободная продажа восковых свечей и введена монополия церкви на их про­дажу;
в) установлен вычет из жалованья у служилых лю­дей (кроме солдат) по копейке с рубля на содержание гос­питалей;
г) в монастырях введено обучение монахинь ру­коделью и ремеслам с последующим обращением доходов от продажи товара на «общую монастырскую пользу»;
д) введен сбор «доброхотных» подаяний в церквах в два кошелька (один — на покупку церковных принадлежнос­тей; второй — на содержание госпиталей);
 е) на богоугод­ные дела обращались и штрафные деньги.
Не удивительно, что петровская политика беспощадного преследования и применения репрессивных мер к профессиональным нищим не были приняты российским обществом. Да и сам император вскоре сам осознал, что в данном вопросе «перегнул палку» [4 с.26]
Иными словами, была разрушена система откры­того призрения, установленная еще Иваном IV (то есть система содержания нищих за счет милостыни), произо­шел поворот в сторону «закрытой» системы.
Петр 1 ввел  разделение по категориям «нуждающихся» и определял объем помощи в зависимости от категории. 


                  Деятельность церкови  в области обще­ственного
призрения



В том, что на первых порах большая часть денежных средств тратилася на нищих, людей церкви, видится противоречивая политика государственной власти. Она вытекает из условий государственного реформирования, когда новая власть не мо­жет решить все социальные проблемы. Отсюда видна попытка и законодательно, и при помощи финансовых средств «заста­вить» церковь выполнять свои прямые обязанности по призре­нию людей церкви.
Роль Монастырского приказа, а позднее и Святейшего Сино­да, после разделения России на губернии была в основном кон­тролирующей, полицейско-административной. Таким образом, духовенство приравнивалось к светским чиновникам, для ко­торых указы и распоряжения Сената являлись обязательными к исполнению. В такой же административной зависимости на­ходился и Святейший Синод. Его деятельность в области обще­ственного призрения регламентировалось вышестоящими орга­нами. Так, Святейшему Синоду предписывалось содержать в монастырях направленных Военной Коллегией обер-офицеров, унтер-офицеров, рядовых драгун, солдат (Указы 1720, 1721, 1722гг.).
На них возлагается организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного при­зрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им велено устраивать «гошпитали» для увечных, престарелых, «зазорных младенцев» (внебрачных детей). Причем губерниям надлежало самим финансировать свои социальные программы «изъ неокладныхъ прибыльныхъ доходовъ».
Лишая духовенство власти и самостоятельного финансового управления, отдавая предпочтение губернскому администра­тивному управлению, Петр 1 спровоцировал тем самым рост нищенства. Поэтому вполне естественно, что большинство указов в сфере общественного призрения направлено на иско­ренение данного социального недуга.
Среди указов, направленных против профессионального ни­щенства, являются указы 1691, 1694, 1712, 1718 гг. Указами конца XVII в. запрещали побирать в «нищенском образе и при­творном лукавстве», за что, в случае поимки, таких людей «били кнутом» и ссылали в Сибирь. [2 с. 85-115]
.В преамбуле Указа (от 31 января 1724 г.) о внутренней рег­ламентации монастыря дается оценка монашеской жизни: «.. .что же прибыль обществу от сего во истину токмо старая по­словица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут от по­датей и от лености, дабы даром хлеб есть». Святейшему Сино­ду было предписано:
 1. Отставных солдат, которые не могут трудиться, направлять в монастыри, их число определять, ис­ходя из доходов монастыря, причем необходимо устраивать «гошпитали по регламенту»;
 2. Монахов определить для «служе­ния» отставным военным, лишним монахам, не задействован­ным на «служении», выделять монастырские земли, чтобы они на ней работали;
3. Монахиням «лишним» вместо пашни вме­нялось рукоделие, «пряжею на мануфактурные заводы». Впервые перед духовными лицами ставится вопрос о милосты­ни как общественном зле, предписывается искоренять этот обы­чай. Перед ду­ховенством ставится задача выявить те стороны милостыни, ко­торые провоцируют рост профессионального нищенства, и те, которые идут на пользу обществу: «добрый чин милостыни оп­ределить». Определены новые направления церкви в деле обще­ственного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, где предписано было собирать «престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...».
Итак, царь Петр привлекал церковь к борьбе с профессиональным нищенством
.
Предотвращение профессионального нищенства
среди военных и детей


В правление Петра I создание регулярной массовой армии, военные действия, связанные с большими людскими потерями, с более тяжелыми формами инвалидности, потребовали поис­ка соответствующих форм помощи и поддержки.
Так, принимается решение использовать монастыри для при­зрения офицеров и рядовых, не имеющих своего дома, где бы от­ставные военные призревались, приняв постриг. С этой целью принимаются Указы от 15 марта 1722 г. Для того чтобы закре­пить вакансии монахов за отставными и увечными военными, Указом от 28 января 1723 г. Петр I запретил постригать в мона­хи из других сословий. Хлебное и денежное довольствие для от­ставных военных производилось из монастырских доходов, которые назначались на содержание монахов. Размер окладов мог колебаться в зависимости от чина, к примеру, жалование полковника московского гарнизона в 1712 г. — 892 р. 73 1/4 к., а рядового прочих полков — 20 р. 38 1/4 к.). [2 с. 103] Особое место в системе государственного призрения заняли уволенные со службы военнослужащие (унтер-офицеры, рядовые драгуны и солдаты), не имевшие средств на жизнь. Так, по указу 1722 г. таким отставникам предлагалось либо попытаться обзавестись собственным хозяйством, либо постричься в монахи и получить государ­ственное содержание в богадельнях при монастырях.
Не менее злободневными для общественного призрения были проблемы детства. Они стали актуальными еще в конце XVII в., в период правления царя Федора Алексеевича. Целенаправленная деятельность начинает осуществляться при Петре I.
Им издается серия Указов о запрете детоубийства не­законнорожденных. Указы от 31 января 1712 г., от 4 ноября 1715г. были направлены на то, чтобы защитить ребенка и дать ему не только право на жизнь, но на прокормление и воспита­ние. Решение последнего Указа предусматривало определен­ное финансирование не только на ребенка, но и на его воспитателя: «приставленным на год денег по три рубли, да хлеба по полуосьмине на месяц, а младенцам на день по три деньги». Проект, который предоставил Петру Великому в 1714 г. Федор Салтыков, отражал и другую сторону призрения детства. Он был направлен на искоренение детского бродяжничества, в ко­тором видели истоки |профессионального нищенства. Соглас­но проекту, детей следовало отдавать в церковные приходы, где бы они под надзором церковных старост прошли курс «наук» словесных у причетников, научились читать и писать. Затем предполагалось, что они перейдут в «госпитали» и там получат профессиональное образование. Еще в 1706 г. новгородский митрополит Иов открыл первый в России приют для «зазорных» (то есть незаконнорожден­ных) детей. По указу Петра на содержание приюта были обращены доходы от нескольких монастырских вотчин. Вскоре последовало распоряжение об учреждении в горо­дах специальных госпиталей для незаконнорожденных, а затем и сиротских домов (последние находились в веде­нии магистратов). По указу 1712 г. в госпитали и сиротские дома должны были приниматься младенцы.
Более пространен ноябрьский указ 1715 г., В нем, в частности, говорится, что следует «избрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и дев­ки рождают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего оные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рождаются, и умерщвляются; и для того объявить указом, чтоб таких младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили б к вышеозначенным гошпиталям и клали тайно в окно чрез какое закрытие, дабы приношенных лица было не видно. А ежели такие незаконнорождаюшие явятся в умерщвлении тех младенцев, и оныя за такие злодейственные дела сами казнены будут смертию; и те гошпитали построить и кормить из губер­ний из неокладных прибылых доходов, а именно: пристав­ленным на год по три рубли, да хлеба по полуосьмине на месяц, а младенцам на день по три деньги».
Таким образом, определялись следующие меры:
а) набирался штат детских приютов и госпиталей из «искусных жен» (кормилиц) с назначением жалованья за работу (по 3 рубля в год);
б) за умерщвление незаконнорожденных виновные наказывались смертью;
в) устанавливалась анонимность приема (подкидыва­ния) незаконнорожденных в приюты;
г) на содержание незаконнорожденных отводилось по три деньги (то есть по полторы копейки) в день.
По тому же указу принятые в приюты мальчики в даль­нейшем должны были отдаваться в обучение к какому-нибудь мастеру, а девочки — в услужение, а если выдавался случай, и замуж. Особо подчеркивалось, что «если впос­ледствии они подвергались болезням или увечью, или впа­дали в помешательство, то могли возвращаться в эти при­юты, как в родительские дома».[3 с.277-278]



Заключение


Петровские преобразования в начале XVIII века существен­но изменяют систему защиты и помощи нуждающихся. В обще­стве изменяется подход к человеку. Если средневековая концеп­ция человека строилась исходя из отрицания ценности лично­сти, приоритета ценностей коллективизма, который закреплял­ся экономическими факторами (владение собственностью на землю либо общиной, либо монастырем, либо под патронажем государственных органов), то эта концепция меняет свое содер­жание в эпоху формирования абсолютизма. Ценность человека рассматривается с позиций его трудовой стоимости. Вот поче­му при Петре Великом происходит активизация политики в от­ношении профессионального нищенства, усиливается роль государства, расширяются мероприятия, направленные на секу­ляризацию монастырских земель.
В период правления Петра I постепенно оформилась система государственного попечения о нищих. Можно выделить три уровня данной системы: так, в столицах (Москве и Санкт-Петербурге) руководство первоначально находилось в руках Патриаршего и Монастырского прика­зов, с 1721 г. было передано в ведение Святейшего Сино­да, а с 1724 г. в совместное ведение Синода и Камер-конторы. В остальных городах Российской Империи заботы о призрении над бедными возлагались на местные магис­траты. В сельской же местности эти обязанности в част­новладельческих имениях возлагались на помещиков, а в государственных и удельных селениях — на старост или сотских.
 Были сделаны попытки воспитать в обществе сознательное отношение к нищенству, провести различия между  бедными по причинам впадения в нищету и установить в зависимости от этих причин способы и виды призрения. В то же время акцент был сделан на карательные меры и по отношению к нищим, и по отношению к русским «нищелюбцам». Таким образом, мероприятия Петра I, коснувшиеся реформирования сферы социального призрения, привели к созданию государственной системы благотворительно­сти. При всей неоднозначности оценок перемен в органи­зации социальной помощи, те во многом, хотя и с учетом российской специфики и некоторым запозданием, шли в русле общеевропейского развития.
Основными средствами воспитания становились каторжные работы и штрафы. Контроль и проведение мероприятий по борьбе с нищенством возлагались на по­лицию.




Список литературы

1. Макаренко, Н.И.Теория социальной работы: Хрестоматия / Н. И. Макаренко. -Томск: Изд-во ТПУ, 1999. — 92с.
2. Фирсов, М.В.  История социальной работы в России/ М.В. Фирсов — М.:  изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 256 с.
3. Кузьмин, К. В.История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века)/  К. И.Кузьмин , Сутырин Б. А — М.:  Деловая книга, 2003.— 480 с.—
4. Курбанов В.И. Социальная работа /  Курбанов В.И. - Ростов н/ Д: Феникс, 2006.






1 комментарий:

  1. Огромное спасибо, Александр, Ваш материал очень помог!

    ОтветитьУдалить