Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 2 февраля 2012 г.

Сущность социальной работы как вида профессиональной деятельности


План


Введение 
Социальная работа как особый вид 
профессиональной деятельности
Объект и субъект социальной работы
Социальная проблема
Социальная помощь
Социальная  поддержка
Актуализация потенциала личности как цель     профессиональной деятельности социального работника
Принципы социальной работы: гуманизм, социальная справедливость,       демократизм отношений с клиентом 
Заключение 
Список используемой литературы 




Введение

   Сложные процессы в обществе нашего государства часто ставили людей в различные сложные жизненные ситуации. Особенно остро проблемы оголились с развалом СССР. Возникли финансовые проблемы, зарплату не получали по 1-2 года. Возникли новые государства. Структура государственной власти ломалась и вследствие чего возникла проблема криминализации общества. Возникла горячая точка - Чечня, где гибли люди. Через несколько лет стали решаться политические и экономические проблемы, но сложные жизненные ситуации остались. Любой человек может столкнуться с безработицей, потерей близкого человека, потерей трудоспособности, инвалидностью, наркозависимостью, проблемой подросткового периода и т. д. Одни стараются найти выход «не опуская руки», другие столкнувшись с  бюрократизмом, безвыходностью  не зная ,что делать, опускаются, спиваются. Такие люди нуждаются в социальной помощи.
   Для оказания социальной помощи в Российской федерации была официально введена новая профессия «Специалист социальной работы».
   До 1991 года функцию социального работника выполняли представители других профессий: органов здравоохранения, образования, культуры, правоохранительных органов.
  Социальный работник должен иметь знания в области медицины, права, психологии, педагогики, что позволяет выполнять профессиональные обязанности. При этом не надо забывать, что социальная работа  относится к редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяет успешность и эффективность работы.


Социальная работа как особый вид
профессиональной деятельности

  Е. А. Климова в своей классификации профессий выделяет пять видов профессий:
-человек- человек
- человек - техника
-человек - природа
-человек - знаковая система
-человек - художественный образ (1 с.10-15)
Профессия «социальный работник» относится к типу «человек-человек». Этот тип профессии характеризуется тем, что направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей, связан с управлением, руководством людей или коллективами. В профессиональной деятельности представители этих профессий взаимодействуют с людьми.
  Если рассматривать профессию в узком направлении, то профессиональная деятельность раскрывается в квалификационном справочнике и наделяется следующими обязанностями:
-Выявление лиц, нуждающихся в социально - медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной или иной помощи.
-Установление причин возникших трудностей, конфликтных ситуаций.
-Содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи.
-Проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака
-Воспитательная работа с несовершеннолетними детьми.
     Основные функции социального работника:
1.     Диагностическая - изучает особенности людей, семьи, личности и влияние на них микросреды.
2.     Прогностическая - прогнозирует развитие событий в семье, группе людей.
3.     Правозащитная - использует законы и правовые акты при оказании помощи и защите населения.
4.     Организационная - способствует организации социальных служб и направляет их работу.
5.     Предупредительно - профилактическая – предупреждает появление и развитие негативных явлений
6.     Социально-медицинская – организует работу по профилактике заболеваний, распространение основ оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни.
7.     Социально-педагогическая - выявляет интересы людей, привлекает  к работе с ними различные учреждения.
8.     Психологическая - оказывает психологическую помощь и консультации по вопросам социальной адаптации
9.     Социально-бытовая – способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения в улучшении быта, жилищных условий.
10.          Коммуникативная – устанавливает контакт с нуждающимся, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимании другого человека(2 с. 8-10)
 С первого взгляда социальный работник как бы заменяет психолога, педагога, юриста, медика, но юрист работает с правовым полем человека, психолог- с психикой человека, медик- с физическим и психологическим состоянием, лечит человека, педагог - работает с человеком как личностью. Социальный работник помогает решать назревшие проблемы, воспринимает человека как целостного индивидуума.



Объект и субъект социальной работы


В социальной работе выделяют объект и субъект социальной работы.
  Объект социальной работы-человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие.
   По сути, объект социальной работы – человек, нуждающийся в социальной защите в сложившейся сложной жизненной ситуации.(3 с. 90-92). К таким относятся люди предрасположенные к нарушению общепринятых стандартов (нищие), имеющие затруднение в адаптации (мигранты), люди, которые  под воздействием общества и ненормальных условий жизни теряют возможность нормально функционировать (безработные, имеющие проблемы в семейных отношениях), группа или община ,которые нуждаются в помощи социального работника и т.д.
Субъект социальной работы – это тот, кто осуществляет социальную помощь. Это государственные организации (органы социальной защиты, социального страхования), общественные организации (благотворительные фонды, союзы, организации и т. д. ), и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различной квалификации (социальный терапевт, социальный эколог и т. д.)  или добровольные работники - волонтеры (3 с. 90-92).
  В учебной литературе встречается более обширный перечень субъектов социальной работы –
1. Социальные работники, социальные педагоги, оказывающие помощь
2. Профессорско-педагогический состав, обучающие других социальной работе.
3. Исследователи, фиксирующие состояние, развитие социальной работы, систематизирующие накопленный материал, прогнозирующие ее развитие.
4. Административно - управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в стране. (7 с. 63)


Социальная проблема


Социальный работник в своей деятельности встречается с разными социальными проблемами или жизненными  ситуациями, которые взаимосвязаны между собой.
Социальная ситуация - конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, совсем богатством своих связей и опосредствований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.
Трудная жизненная ситуация- ситуация, которая субъективно воспринимается человеком, как трудная лично для него или является объективно нарушающей  его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты или жестокое отношение в семье). (8 с. 43).
 Социальные проблемы зависят от их принадлежности к определенной социально-демографической группе (например, специфические трудности у людей в пожилом и старческом возрасте, проблемы подросткового периода и т.д.) Социальный работник, оказывая содействие клиенту, должен полно и всесторонне анализировать его социальную проблему и особенно его личность, чтобы принести пользу и избежать вреда. (5 с. 189)
Также необходимо помнить, что есть множество таких социальных проблем, которые социальные работники должны постоянно разрешать в своей деятельности, но не могут их разрешить целиком и полностью (инвалидность, расовая или социальная нетерпимость и т. д.).


Социальная помощь

  Социальный работник должен оказывать помощь, которая должна выражаться в осознании и устранении затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятного влияния, а  также помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия, защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти, способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты, использовать все средства и источники для социальной защиты, нуждающихся в этом людей. (3 с. 58)   
  Социальная помощь-это система социальных мер в виде содействия  и услуг, оказываемых  отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе. (5 с. 39)
  Оказывая помощь, социальный работник должен знать ,на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы.
  Клиент вправе принимать или не принимать помощь социального работника, вправе выбирать тот или иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем, должен получить полную информацию относительно работы с ним, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой это не наносит ущерба правам и интересам других лиц



Социальная  поддержка



  В учебнике «Основы социальной работы» под редакцией П.Д. Павлюк дается определение социальной поддержки:
  Социальная поддержка-это специальные меры, направленные на поддержание  условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельности существования. (4 с. 13)
  В учебном пособии Тетерского С. В. «Введение в социальную работу» не дается  большого различия между социальной поддержкой и социальной помощью. Он сформулировал следующее определение:
 Социальная помощь (поддержка) - одна из форм социальной защиты, направленная на поддержание достойных условий жизнеобеспечения и существования малообеспеченных социальных групп, семей отдельных личностей, которые испытывают нужды в процессе удовлетворения жизненно важных потребностей и деятельного существования. Социальная помощь может оказываться в различных формах: денежные выплаты, в натуральном выборе, услуги и льготы, которые предоставляются нуждающимся дополнительно к гарантированным государством формам социальной защиты за счет средств муниципальных и местных органов власти, предприятий, благотворительных фондов, взносов частных лиц и др.
 (7 с.108)
                                       
  


Актуализация потенциала личности
как цель профессиональной деятельности
социального работника

 

Социальная работа имеет два основных подхода к клиентам и их проблемным ситуациями: технический подход и коммуникативный подход. (2 С. 40-43).
  Социального работника, применяющего технический подход можно сравнить с врачом или инженером. Работа с клиентом строится как взаимоотношение субъекта с объектом. Социальный работник субъект, а клиент со своими проблемами – предмет или  объект деятельности социального работника. Специалист выбирает и применяет способы решения проблемы. В отношении клиента он пользуется властью профессиональной компетенцией. Задача клиента - следовать компетентным рекомендациям и указаниям специалиста по социальной работе. Технический подход используется, когда необходимы «жесткие» решения и коммуникативный подход не подходит (насилие в отношении несовершеннолетних в семье и др.). Технический подход наименее оптимален, т. к. решается проблема клиента, но клиент не учится находить выход из сложной жизненной ситуации.  
 Наиболее эффективный - коммуникативный подход. Идеальной представляется ситуация при которой социальный работник и клиент являются субъектом деятельности с разных позиций. С помощью коммуникации формируется понимание проблемной ситуации клиента. Предметом деятельности становится не клиент, а его проблема. Такими проблемами могут быть бедность, пренебрежение родительскими обязанностями и т. д. Задачей социального работника является создание условий совместного поиска решения проблемы. Клиент решает проблему или облегчает ситуацию самостоятельно при поддержке социального работника, корректируя свои жизненные цели, образ жизни поведения.
Отправной точкой является мысль: без собственной активности клиента проблемные ситуации невозможно решить или облегчить. С другой стороны клиент не способен к решению без организованных социальным работником ресурсов, поддержки и других условий, необходимых для изменений. При этом акцентируется  доверие, активная субъективность клиента и меньшая иерархичность, чем при техническом подходе.
Речь идет о клиентах дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые, не имеющие потенциала самопомощи имеют право получить помощь, не проявляя при этом собственной активности. (5 с. 51)



Принципы социальной работы:
гуманизм, социальная справедливость,
демократизм отношений с клиентом




В литературе выделяют следующие группы принципов:
1. Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия: принципы развития, принципы единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной средой.
2. Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. К ним относится: единство государственного подхода, демократизм социальной работы и ее методов, учет конкретных особенностей жизнедеятельности личности и социальной группы, законность и справедливость деятельности социального работника.
3 Организационные принципы: компетентность кадров, контроль и проверка исполнения, функциональная определенность, единство прав и обязанностей, полномочий и ответственности.
4. Психолого–педагогические принципы – это принципы психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб.
5. Принцип универсальности – требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине – его потребность в помощи.
6. Принцип охраны социальных прав. При оказании помощи клиенту не может быть предъявлено требование отказаться от своих социальных прав или их части.
7. Принцип социального реагирования - осознание и выявление социальных  проблем, действовать в соответствии с ситуацией.
8. Принцип профилактической направленности – приложение усилий по предупреждению возможных социальных проблем и жизненных затруднений.
9. Принцип клиентоцентризма -  означает принцип приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам другим.
 Основой работы социального работника является гуманизм, социальная справедливость и демократизм в отношении с клиентом.
 Гуманизм – это человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, относится к бытийному строю человеческого конечного существования и является фундаментальным моментом, основанием возможности человека, с одной стороны, и его конечности как таковой –с другой (3 с. 69-70).
Гуманизм является ведущей целевой установкой социальной работы, которая утверждает идею признания человека высшей ценностью, защиты его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности. (7 с. 71). Это надо помнить при работе с клиентами, имеющие политические, религиозные и национальные особенности, а порой отталкивающую внешность. Люди поступают в соответствии с определенными мотивами, обозначающими явления внешнего мира, которые удерживают в своей памяти. На основе этого создается в свою очередь некоторая символическая интерпретация взаимоотношений между этим человеком и другими людьми, также внешним миром в целом.
 Справедливость – беспристрастное отношение к чему-нибудь.
Принцип социальной справедливости является одним из оснований гуманизма, гармонизирующим регулятором взаимоотношений в обществе. Его сущность заключается не в призыве к всеобщему уравновешиванию, а в обязательствах государства и общества обеспечить каждому индивиду максимально равные возможности для успешного социального статуса. Впоследствии социальный статус и престиж  индивида, его жизненные успехи и финансовая состоятельность будет зависеть в первую очередь от него самого, его настойчивости, целеустремленности и других качеств. Однако начальное стартовое равенство обеспечить всем было бы справедливо.(5 с. 286).
 Демократизм – простота и доступность в обращении с окружающими (6 с. 757). Демократизм в социальной работе требует умение устанавливать психологический контакт с клиентом, соблюдая нормы и правила общения, уважение и внимание к личности клиента, вовлекая его в активный поиск разрешения личностных проблем, ненавязчивого влияния силой своего ума, знаний, нравственности, опыта. (7 с.71).  
Заключение


Каждый человек имеет права на достойную полноценную и счастливую жизнь, независимо от национальных, расовых, религиозных, возрастных, половых, индивидуальных или социальных возможностей. Но никто из нас не застрахован от трудных жизненных ситуаций. На помощь таким людям должны приходить специалисты социальной работы.
 Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии, выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждая к самопомощи. Важно найти подход и установить контакт с каждым клиентом.
Из сказанного выше можно сделать вывод: социальная работа – это не только профессия, но и призвание человека. Успех зависит не только от профессиональных знаний, умений и навыков, но и от личных качеств.







Список используемой литературы


1.     Е. Н. Прощицкая «Выбирайте профессию».
2.     Е.И. Холостова «Профессионализм в социальной работе».
3.     « Социальная работа» Учебное пособие. В. И. Курбатов и др. -5 изд.-Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4.     «Основы социальной работы» учебник. Серия «Высшее образование» Москва Инфра-М. 2003г Отв. ред. П. Д. Павлюк. 2-е издание
5.     «Теория социальной работы» Учебник. Под. ред. профессора Е. И. Холостова – М, Юристь, 1999- 334с
6.     Ожигов С.И. Шведов Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Росс. Академия наук . институт русс. яз. им. Виноградова изд. 4-е. Азбуковедение 1959 г.
7.     «Введение в социальную работу» Учебное пособие. М. Академический проект , 2002-496 с. Тетерский С.В.
8.     «Справочное пособие по социальной работе. Л. С. Алексеева,
9.     П. В. Бобкова, Г. Ю. Бурлакова. Под ред. Е.И. Холостова.-М. Юристь, 1997-168 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий