Содержание
Введение
1.Э.Дюркгейм и его система социологии
2. Социологизм как основной метод исследования в социологии.
3. Социальная реальность и социальные факторы.
4. Э. Дюркгейм о социальной солидарности.
Заключение
Список литературы
Введение.
Эмиля Дюркгейма называют пионером практической социологии. В конце XIX — начале XX в. французский социолог он предсказал развитие мировой социологии на многие десятилетия.
Э. Дюркгейм крайне скептически относились к возможности истолковать социальный мир в духе натурализма, классической механики Ньютона. Для Э. Дюркгейма самоочевидна специфика социального недооцененная социологией XIX в. С точки зрения основоположников современной западной социологии, эта идея умозрительна и лишена конкретно-исторического, эмпирического основания.
Дюркгейм добивается желаемого за счет твердой веры в безусловную постижимость социального бытия и возможность его полновесного рационального описания. Его вера столь непоколебима, что всякое общественное установление, сколь бы необъяснимым или даже нелепым оно ни казалось, он считает совершенно необходимым: «Если бы это было не так, оно бы просто не существовало. Никакой созданный людьми институт не может опираться на заблуждение и обман...». Всемогущие коллективные представления (в пределе — нормы социальной жизни) дают ему ключ к разгадке тайны социального.
Различные точки отсчета теоретических систем Дюркгейма и других социологов в конце концов приводят к различному пониманию природы и характера социальной реальности, а следовательно, и методов ее изучения. Его учения о разделении общественного труда, о механической и органической солидарности, природе социального факта, о коллективном сознании и ценностях, эволюции религии вошли в золотой фонд мировой социологии.
Э. Дюркгейм и его система
социологии.
Дюркгейм Эмиль (1858 — 1917) — французский философ и социолог, один из основателей современной социологии. Первый профессор социологии во Франции (1887). Дюркгейм углубил, а во многом переориентировал позитивистскую методологию О. Конта. Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин, порядка и беспорядка в обществе. Он разработал, концепцию; коллективного сознания (совокупности убеждений и мнений), разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другие группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах).
Многие идеи Дюркгейма сформировались на основе его знаменитого исследования проблемы самоубийства. Он установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность, религия, пол, возраст и даже время года. Он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропорционально социальной интеграции, т.е. самоубийство характерно для представителей определенных групп и поэтому становится социальным явлением или, по Дюркгейму, «социальным фактом». «Чтобы объяснить социальный факт, — писал Дюркгейм, — мы должны выяснить его функцию в создании социального порядка». Он предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Одни социальные факты Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция). По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. Дюркгейм обосновал принципы объективизма и эмпиризма в исследовании социальных фактов. Главное правило: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи», т.е. признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, как исследуют свой предмет естественные («позитивные») науки.[1 с.83-84]
Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию существует социальная интеграция, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия, что характерно для всех обществ, переживающих резкое изменение своей структуры. В этой связи применение социологизма как теории общества к исследованию причин самоубийств вскрыло необычные процессы, происходящие как в обществе, так и в индивиде. [2 с.11-12].
Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное, общество); 2) органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).[3 с.39]
Можно сказать, что Дюркгейм изменил направление развития социологии,
Социологизм как основной метод
исследования в социологии.
Э. Дюркгейм, является основоположник «социологизма», со всей определенностью и ясностью провозгласил, что социальное — это реальность особого рода, которая не сводится к другим видам реальности, что во многом предопределило основной путь, и пафос развития социологической мысли. [4 с. 84]
Постулат «социальные факты должны быть объяснены социальными фактами» Э. Дюркгейм напрямую направлял, прежде всего, против попыток объяснить социальную жизнь биологическими законами.
В результате его деятельности развитие мировой социологической науки было откорректировано в сторону поиска, анализа, прежде всего социальных причин, механизмов развития социальной жизни, функционирования социальных групп, государства и т.д.
Вместе с тем в своем благородном и обоснованном порыве понять особый характер социальных законов Э. Дюркгейм абсолютизировал этот подход. Ярче всего это проявилось в его попытках обосновать полную «покорность» индивидов социальным нормам, правилам. По сути, Дюркгейм, осознанно или неосознанно, сформировали образ индивида-винтика, индивида-робота. Наличие подобного образа является серьезным теоретико-логическим препятствием при стремлении объяснить, например, изменение общественных порядков.
Причину такой теоретической неувязки можно усмотреть в чрезмерно жестком разделении Э. Дюркгеймом живой и неживой реальности, попытках полностью выхолостить из социального живое, противопоставить их друг другу («социологизм»). «Отсюда, как подчеркивает Ю.Н. Давыдов, абстрактность социологии Э. Дюркгейма, запретившего себе выход к действительному, т.е. индивидуально определенному, конкретному. Это, в частности, закрывает путь к социологическому пониманию индивидуальности, неповторимости индивидов, которые в меру своих генетических особенностей имеют различные интеллектуально-психические данные.
Постулат Э. Дюркгейма, на взгляд современных социологов, требует некоторого уточнения: «социальное преимущественно, главным образом объясняется социальными фактами», не исключая возможностей некоторого влияния биологических, природно-географических причин на становление, развитие социальных форм. Причем интенсивность воздействия природно-биологических причин на различных исторических этапах развития общества может быть различной, снижаясь до ничтожного уровня в современном обществе. Это касается и логики, механизма воздействия природных факторов на социальную жизнь: воздействие может быть жестким, прямым, а может быть опосредованным, выполнять роль дополнительного штриха, может проявляться в одной ситуации и не проявляться в другой и т.п.[4 с. 83- 84] Из выше сказанного можно сделать вывод, что Дюркгейм создал новый для своего времени метод исследования социологии.
Социальная реальность и социальные
факты.
Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является общество, вся общественная жизнь.
Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был Э.Дюркгейм (1858—1917). Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе — предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исходя, из этого он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. [2 с.11-12].
Э. Дюркгейм выделил две основные идеи:
1. «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».
Это утверждение с первого взгляда шокирует. Однако своим утверждением Дюркгейм стремился подчеркнуть, что социальные явления должны изучаться так же тщательно, непредвзято, скрупулезно, как и природные явления в естественных науках.
Вещь, по Э. Дюркгейму, — это «всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума». Для его однозначного толкования недостаточно только мысленного анализа — этим достигается лишь предположительное, неточное знание. Для получения достоверного знания «уму необходимо выйти за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким».
Э. Дюркгейм утвердил в социологии уважение к факту, эмпирической проверяемости, доказательности. Он продолжил традицию, стремясь еще в большей степени утвердить статус социологии как особой позитивистской науки об обществе, которая должна доказать свое сходство с естествознанием. Вследствие этого происходит отделение объекта исследования от познающего субъекта; первое есть некая «внешняя», сторонняя, только наблюдаемая вещь. Познавать явление необходимо без всяких предубеждений, и лишь то, что ясно наблюдаемо и интерпретируемо, — прежде всего, последствия действий, т.е. функции.
2. Второй важный тезис Э. Дюркгейма, безусловно, также вошел в сокровищницу социологической науки: «Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами». Это утверждение в узком смысле слова означает, что социальные факты преимущественно должны быть объяснены не биологическими, географическими и тому подобными обстоятельствами, условиями, а в перовую очередь социальными: характером взаимодействия людей, «правилами игры», ценностями, которыми они руководствуются в конкретной ситуации.
Не менее, а может быть, еще более важен широкий смысл этого утверждения: социальные факты должны объясняться другими социальными фактами, а не абстрактными построениями мысли. Именно доказательство с помощью фактов является, с точки зрения Дюркгейма, рациональным, ясно и четко понимаемым доказательством.(4 с.23-24)
В соответствии с методологией социологизма социальные факты не могут быть рассмотрены иными, чем свойственными естественным наукам, методами.
Утверждая, что факты можно объяснять только фактами, Дюркгейм постоянно подчеркивает коллективную окрашенность социальной материи: «...Сплачиваясь друг с другом, взаимно дополняя и проникая друг в друга, индивидуальные души дают начало новому существу, если угодно, психическому, но представляющему психическую индивидуальность иного рода».
И социальная реальность, и социальный факт по рироде своей коллективные представления, в большей или меньшей степени оформленные суждения людей, их мнения и общепринятые стандарты поведения. Дабы не утерять их специфику, социолог должен объяснять одни социальные факты с помощью других социальных фактов. Более того, социальная реальность есть высший тип реальности, сакральный по своей природе.
Именно отсюда берут свое начало ставшие уже притчей во языцех, замкнутые на самих себе, неминуемые тавтологии Дюркгейма: социальный факт — это объективный факт, а объективный факт всегда социален; социальное — это коллективное, и наоборот.
По мнению Дюркгейма, возникнув в процессе взаимодействия, социальная реальность начинает жить по собственным законам, осуществляя нравственное принуждение по отношению к своим членам. В силу этого общество сохраняет свое единство.[4 с. 60]
Итак, Дюркгейм рассматривает общество как высшую, надындивидуальную реальность, исполнение требований которой, послушание приносит людям прямую практическую пользу и моральное удовлетворение.
Э. Дюркгейм о социальной солидарности.
Понятие «солидарность» в произведениях Дюркгейма ключевое. Оно, как и категория «коллективное сознание», тождественно понятию общества.
Центральная проблема у Эмиля Дюркгейма, как и у Конта, социальная солидарность, а силой, создающей общественное целое, выступает разделение труда, т. е. специализация и распределение людей по профессиям. Благодаря выполнению различных трудовых функций (ролей) и обмену продуктами труда устанавливается гармоничная система общественных отношений. Чем большего профессионального мастерства достигает человек, тем больше он становится социально зрелой личностью. Она — не предпосылка, а продукт длительного исторического развития.
На заре эволюции человеческого общества личности не было, но зато во всем господствовало коллективное сознание. Это совокупность общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание, хотя его носителем являются отдельные люди, нельзя путать с индивидуальным сознанием, ибо оно отражает характер народа, его идеалы и традиции.
Мы любим сообщество тех, кто думает и чувствует, как мы. Поэтому на чужбине мы тянемся к соотечественникам. Людей притягивают общие верования и сходные чувства. Они являются условиями существования общества как единого коллектива. Коллективное сознание — особо почитаемая ценность. Если наши верования, идеалы и традиции под угрозой, мы сообща их защищаем. Оскорбление общих верований — тягчайшее из преступлений. Во все времена оно каралось особенно жестоко. Коллектив защищает себя от посягательств агрессивной личности, не считающейся с законами и обычаями, обретая в борьбе еще большее единство.
Разделение труда вносит разнообразие, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Кооперироваться значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом, предпринимателя с рабочим, доверителя с поверенным — форма социального взаимодействия. Их отношения регламентируются правами и законом, на которых покоятся социальные институты общества.
В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия , индивидов. Дюркгейм приводит замечание одного антрополога: «Кто видел одного туземца Америки, видел их всех». Наоборот, у цивилизованных народов два индивида различаются с первого взгляда. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.
Солидарность, основанная на сходстве убеждений, слабее солидарности, основанной на разнообразии взглядов и занятий. Если общество удовлетворяет лишь одну потребность человека, например в социальной защите, у индивида только одна точка соприкосновения с обществом. Но односторонняя связь всегда слабее многосторонней, ее легче разорвать. Следовательно, в примитивных обществах социальная взаимосвязь людей слабее. Чем проще обычаи и верования, тем менее развита личность. Наоборот, чем сложнее и неопределеннее правила поведения, тем больше требуется усилий и способностей для их понимания. С прогрессом общества средний уровень интеллигентности возрастает, а принудительный характер коллективного сознания ослабевает. Если раньше оно регулировало все сферы жизни, то позже ограничилось ее частью. Общество перестает вмешиваться во внутрисемейные дела. В современном обществе неприкосновенность частной жизни гарантирована всей совокупностью его институтов. Напротив, в неразвитых обществах, особенно тоталитарных, частная жизнь не защищена.
В стародавние времена государство предписывало все, даже форма и вид одежды определялись законами общины. Законодательство Спарты регулировало прическу женщины, а афинское — запрещало иметь в приданом больше трех платьев. Удивительно другое: древнее законодательство, регламентировавшее бытовые мелочи, оказалось неспособным решить более важные вопросы, например, четко разграничить проступок и преступление. Отсюда берет начало неограниченный произвол личного мнения судей и решений правителя. В Афинах малейшее нарушение религиозного ритуала считалось преступлением, караемым смертью. Преодолевая огромные трудности, из примитивного коллектива — рода, клана, племени или орды — постепенно выделилась личность. Исторически первым типом личности был вождь племени, умевший противопоставить собственное мнение и личную волю мнению и воле коллектива.[3 с. 17-19]
Опираясь на выше сказанное можно сделать вывод: солидарность, является силой, создающей общественное целое. В примитивных обществах социальная взаимосвязь слабее, чем в развитых.
Заключение.
Дюркгейм внес огромный вклад в развитие мировой социологии, может быть, даже больший, чем О. Конт. Ведь он не просто провозгласил метод и теорию, а показал, как они работают и развиваются
В социологической традиции XX в. взгляды Дюркгейма стали основой «объясняющего». Основная идея его состоит в том, что общество лучше изучать в виде стабильной социальной структуры, отдельные институты которой по частям дают нам информацию о людях, живущих в данное время».
Общество рассматривается независимо от тех или иных основополагающих образцов поведения, которые избирают для себя люди. Причины, в силу которых индивид останавливается на данном, узаконенном обществом образе поведения, опускаются.
Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности 2) органической солидарности.
Э. Дюркгейм опирался на постулат «социальные факты должны быть объяснены социальными фактами» напрямую направляя его, прежде всего против попыток объяснить социальную жизнь биологическими законами
Он разработал методологию функционального анализа, которая применяется по сей день; провел глубокий анализ проблемы самоубийства, и сегодня служащий классическим примером социологического исследования; заложил основы теории аномии, и в наше время не потерявшей своей ценности.
Э. Дюркгейма выделил две основные идеи:
1. «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».
2. «Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами».
Центральная проблема у Эмиля Дюркгейма, - социальная солидарность.
Солидарность, основанная на сходстве убеждений, слабее солидарности, основанной на разнообразии взглядов и занятий. Односторонняя связь всегда слабее многосторонней, ее легче разорвать.
Его методологической позиции присущи две особенности: 1) натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм - утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами. Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и всей французской школы, является проблема социальной солидарности.
Список литературы.
1. Добренькова, В.И., Социология/ Под ред проф. В,И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 432с .
2. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс./ Ж.Т. Тощенко — М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. — 511 с.
3. Кравченко А.И. Социология/ А.И. Кравченко — М.: Изд-во Проспект, 2008. - 536 с.
4. Эфендиева, А. Г., Общая социология/Под ред. проф. А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 654 с.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий