Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 6 февраля 2012 г.

Социология Э. Дюркгейма



Содержание

   Введение
  1.Э.Дюркгейм и его система социологии
   2. Социологизм как основной метод исследования в социологии.
  3. Социальная реальность и социальные факторы.
  4. Э. Дюркгейм о социальной солидарности.
   Заключение                                 
  Список литературы


Введение.

  Эмиля Дюркгейма называют пионе­ром практической социологии. В конце XIX — начале XX в. французский социолог он предсказал развитие мировой социологии на многие де­сятилетия.
Э. Дюркгейм крайне скептически относились к возможности истолко­вать социальный мир в духе натурализма, классической механики Ньютона. Для Э. Дюркгейма самоочевидна специфика социального недооцененная социологией XIX в. С точки зрения основоположников со­временной западной социологии, эта идея умозрительна и лишена конкретно-исторического, эмпирического основания.
  Дюркгейм добивается желаемого за счет твердой веры в безу­словную постижимость социального бытия и возможность его пол­новесного рационального описания. Его вера столь непоколебима, что всякое общественное установление, сколь бы необъяснимым или даже нелепым оно ни казалось, он считает совершенно необходи­мым: «Если бы это было не так, оно бы просто не существовало. Никакой созданный людьми институт не может опираться на заб­луждение и обман...». Всемогущие коллективные представления (в пределе — нормы социальной жизни) дают ему ключ к разгадке тайны социального.
  Различные точки отсчета теоретических систем Дюркгейма и других социологов в конце концов приводят к различному пониманию природы и характера социальной реальности, а следовательно, и методов ее изучения.        Его учения о разделении общественного труда, о механической и органической солидарности, природе социального факта, о коллективном сознании и ценностях, эволюции религии вошли в золотой фонд мировой со­циологии.


Э. Дюркгейм и его система
социологии.


   Дюркгейм Эмиль  (1858 — 1917)   — французский философ и   социолог, один из основателей современной социологии. Первый    профессор социологии во Франции (1887). Дюркгейм углубил, а во многом переориенти­ровал позитивистскую методологию О. Конта.  Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин, порядка и  беспорядка в  обществе.  Он разработал, концепцию; коллективного сознания   (совокупности убеждений и мнений), разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интег­рация существует,  когда члены общества  (или другие группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах).
   Многие идеи Дюркгейма сформировались на основе его знаме­нитого исследования проблемы самоубийства. Он установил связь между самоубийством и такими факторами, как национальность, религия, пол, возраст и даже время года. Он доказал, что количество самоубийств изменяется обратно пропорционально социаль­ной интеграции, т.е. самоубийство характерно для представителей определенных групп и поэтому становится социальным явлением или, по Дюркгейму, «социальным фактом». «Чтобы объяснить социальный факт, — писал Дюркгейм, — мы должны выяснить его функцию в создании социального порядка». Он предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически. Одни социальные факты  Дюркгейм объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция). По существу, Дюркгейм дал новую методологию современной социологии.  Дюркгейм обосно­вал принципы объективизма и эмпиризма в исследовании социальных фактов. Главное правило: «Социальные факты нужно рас­сматривать как вещи», т.е. признавать их независимое от субъекта существование и исследовать их объективно, как исследуют свой предмет естественные («позитивные») науки.[1 с.83-84]
  Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, вы­соко оценивая роль коллективного сознания. Только благо­даря этому сознанию существует социальная интеграция, ибо члены общества придают значение его нормам и руководст­вуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает сле­довать этим нормам, возникает аномия, что характерно для всех обществ, переживающих резкое изменение своей струк­туры. В этой связи применение социологизма как теории об­щества к исследованию причин самоубийств вскрыло необычные процессы, происхо­дящие как в обществе, так и в индивиде. [2 с.11-12].
Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное, общество); 2) органической солидар­ности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).[3 с.39]
   Можно сказать, что Дюркгейм изменил направление развития социологии,

Социологизм как основной метод
исследования в социологии.

Э. Дюркгейм, является основоположник «социологизма», со всей определенностью и ясностью провозгласил, что социаль­ное — это реальность особого рода, которая не сводится к другим видам реальности, что во многом предопределило основной путь, и пафос развития социологической мысли.  [4 с. 84]
   Посту­лат «социальные факты должны быть объяснены социальными фактами» Э. Дюркгейм напрямую направлял, прежде всего, против попы­ток объяснить социальную жизнь биологическими законами.
В результате его деятельности развитие мировой социологической науки было откорректировано в сторону поиска, анализа, прежде всего социальных причин, механизмов развития социальной жиз­ни, функционирования социальных групп, государства и т.д.
Вместе с тем в своем благородном и обоснованном порыве по­нять особый характер социальных законов Э. Дюркгейм абсолюти­зировал этот подход. Ярче всего это проявилось в его попытках обосновать полную «покорность» индивидов социальным нормам, правилам. По сути, Дюркгейм, осознанно или неосознанно, сформировали об­раз индивида-винтика, индивида-робота. Наличие подобного об­раза является серьезным теоретико-логическим препятствием при стремлении объяснить, например, изменение общественных по­рядков.
Причину такой теоретической неувязки можно усмотреть в чрез­мерно жестком разделении Э. Дюркгеймом живой и неживой ре­альности, попытках полностью выхолостить из социального жи­вое, противопоставить их друг другу («социологизм»). «Отсюда, как подчеркивает Ю.Н. Давыдов, абстрактность социологии Э. Дюрк­гейма, запретившего себе выход к действительному, т.е. индивиду­ально определенному, конкретному. Это, в частности, закрывает путь к социологическому пониманию индивидуальности, неповторимости индивидов, которые в меру своих генетических особенно­стей имеют различные интеллектуально-психические данные.
Постулат Э. Дюркгейма, на  взгляд современных социологов, требует некоторого уточ­нения: «социальное преимущественно, главным образом объясняется социальными фактами», не исключая возможностей некоторого влияния биологических, природно-географических причин на ста­новление, развитие социальных форм. Причем интенсивность воз­действия природно-биологических причин на различных истори­ческих этапах развития общества может быть различной, снижаясь до ничтожного уровня в современном обществе. Это касается и ло­гики, механизма воздействия природных факторов на социальную жизнь: воздействие может быть жестким, прямым, а может быть опосредованным, выполнять роль дополнительного штриха, может проявляться в одной ситуации и не проявляться в другой и т.п.[4 с. 83- 84] Из выше сказанного можно сделать вывод, что Дюркгейм создал новый для своего времени метод исследования социологии.

Социальная реальность и социальные
 факты.

Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подхо­дов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является обще­ство, вся общественная жизнь.
Начало XX века внесло существенные поправки в эти пред­ставления. Все больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в такой постановке вопроса, был Э.Дюркгейм (1858—1917). Он полагал, что социология, имея объектом свое­го изучения общество, не должна претендовать на «всезнай­ство» об этом обществе — предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исходя, из этого он трактовал реальность (зако­ны, обычаи, правила поведения, религиозные верования, де­нежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. [2 с.11-12].
Э. Дюркгейм выделил две основные идеи:
1. «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».
Это утверждение с первого взгляда шокирует. Однако своим ут­верждением Дюркгейм стремился подчеркнуть, что социальные явления должны изучаться так же тщательно, непредвзято, скру­пулезно, как и природные явления в естественных науках.
Вещь, по Э. Дюркгейму, — это «всякий объект познания, кото­рый сам по себе непроницаем для ума». Для его однозначного тол­кования недостаточно только мысленного анализа — этим достига­ется лишь предположительное, неточное знание. Для получения достоверного знания «уму необходимо выйти за пределы самого себя, путем наблюдений и экспериментов последовательно пере­ходя от наиболее внешних и непосредственно доступных призна­ков к менее видимым и более глубоким».
Э. Дюркгейм утвердил в социологии уважение к факту, эмпири­ческой проверяемости, доказательности. Он продолжил традицию, стремясь еще в большей степени утвердить статус социологии как особой позитивистской науки об обществе, которая должна дока­зать свое сходство с естествознанием. Вследствие этого происходит отделение объекта исследования от познающего субъекта; первое есть некая «внешняя», сторонняя, только наблюдаемая вещь. По­знавать явление необходимо без всяких предубеждений, и лишь то, что ясно наблюдаемо и интерпретируемо, — прежде всего, послед­ствия действий, т.е. функции.
2. Второй важный тезис Э. Дюркгейма, безусловно, также вошел в сокровищницу социологической науки: «Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами». Это утверждение в узком смысле слова означает, что социальные факты преимуще­ственно должны быть объяснены не биологическими, географическими и тому подобными обстоятельствами, условиями, а в пер­овую очередь социальными: характером взаимодействия людей, «правилами игры», ценностями, которыми они руководствуются в конкретной ситуации.
Не менее, а может быть, еще более важен широкий смысл это­го утверждения: социальные факты должны объясняться другими социальными фактами, а не абстрактными построениями мысли. Именно доказательство с помощью фактов является, с точки зре­ния Дюркгейма, рациональным, ясно и четко понимаемым дока­зательством.(4 с.23-24)
   В соответствии с методологией социологизма социальные факты не могут быть рассмотрены иными, чем свойственными естествен­ным наукам, методами.
Утверждая, что факты можно объяснять только фактами, Дюрк­гейм постоянно подчеркивает коллективную окрашенность соци­альной материи: «...Сплачиваясь друг с другом, взаимно дополняя и проникая друг в друга, индивидуальные души дают начало новому существу, если угодно, психическому, но представляющему психическую индивидуальность иного рода».
И социальная реальность, и социальный факт по рироде своей коллективные представления, в большей или меньшей степени офор­мленные суждения людей, их мнения и общепринятые стандарты поведения. Дабы не утерять их специфику, социолог должен объяс­нять одни социальные факты с помощью других социальных фактов. Более того, социальная реальность есть высший тип реальности, сакральный по своей природе.
Именно отсюда берут свое начало ставшие уже притчей во язы­цех, замкнутые на самих себе, неминуемые тавтологии Дюркгей­ма: социальный факт — это объективный факт, а объективный факт всегда социален; социальное — это коллективное, и наоборот.
По мнению Дюркгейма, возникнув в процессе взаимодействия, социальная реальность начинает жить по собственным законам, осуществляя нравственное принуждение по отношению к своим чле­нам. В силу этого общество сохраняет свое единство.[4 с. 60]
  Итак, Дюркгейм рассматривает общество как высшую, надын­дивидуальную реальность, исполнение требований которой, по­слушание приносит людям прямую практическую пользу и мораль­ное удовлетворение.



Э. Дюркгейм о социальной солидарности.

Понятие «солидарность» в произведениях Дюркгейма ключевое. Оно, как и категория «коллективное сознание», тождественно по­нятию общества.
Центральная проблема у Эмиля Дюркгейма, как и у Конта, социальная солидарность, а силой, создаю­щей общественное целое, выступает разделение тру­да, т. е. специализация и распределение людей по профессиям. Благодаря выполнению различных трудо­вых функций (ролей) и обмену продуктами труда уста­навливается гармоничная система общественных от­ношений. Чем большего профессионального мастер­ства достигает человек, тем больше он становится социально зрелой личностью. Она — не предпосылка, а продукт длительного исторического развития.
На заре эволюции человеческого общества лично­сти не было, но зато во всем господствовало коллек­тивное сознание. Это совокупность общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание, хотя его носителем являются отдельные люди, нельзя путать с индивиду­альным сознанием, ибо оно отражает характер народа, его идеалы и традиции.
Мы любим сообщество тех, кто думает и чувствует, как мы. Поэтому на чужбине мы тянемся к соотечественникам. Людей притягивают общие верования и сходные чувства. Они являются ус­ловиями существования общества как единого коллек­тива. Коллективное сознание — особо почитаемая цен­ность. Если наши верования, идеалы и традиции под угрозой, мы сообща их защищаем. Оскорбление общих верований — тягчайшее из преступлений. Во все вре­мена оно каралось особенно жестоко. Коллектив защи­щает себя от посягательств агрессивной личности, не считающейся с законами и обычаями, обретая в борь­бе еще большее единство.
Разделение труда вносит разнообразие, и чем боль­ше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Символом обмена, его юридической формой выступает договор. Обмен предполагает, что два человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. Коопери­роваться значит поделить между собой общее занятие. Договор покупателя с продавцом, предпринимателя с рабочим, доверителя с поверенным — форма социаль­ного взаимодействия. Их отношения регламентируют­ся правами и законом, на которых покоятся социальные институты общества.
В примитивных обществах, основанных на меха­нической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом об­ществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разде­ления труда и разнообразия , индивидов. Дюркгейм приводит замечание одного антрополога: «Кто видел одного туземца Америки, видел их всех». Наоборот, у цивилизованных народов два индивида различаются с первого взгляда. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.
Солидарность, основанная на сходстве убеждений, слабее солидарности, основанной на разнообразии взгля­дов и занятий. Если общество удовлетворяет лишь одну потребность человека, например в социальной защите, у индивида только одна точка соприкосновения с обще­ством. Но односторонняя связь всегда слабее многосто­ронней, ее легче разорвать. Следовательно, в примитив­ных обществах социальная взаимосвязь людей слабее. Чем проще обычаи и верования, тем менее развита личность. Наоборот, чем сложнее и неопределеннее правила поведения, тем больше требуется усилий и способностей для их понимания. С прогрессом общества средний уровень интеллигентности возрастает, а при­нудительный характер коллективного сознания ослабе­вает. Если раньше оно регулировало все сферы жизни, то позже ограничилось ее частью. Общество перестает вмешиваться во внутрисемейные дела. В современном обществе неприкосновенность частной жизни гаран­тирована всей совокупностью его институтов. Напротив, в неразвитых обществах, особенно тоталитарных,   частная жизнь не защищена.
  В стародавние времена государство предписывало все, даже форма и вид одежды определялись законами общины. Законодательство Спарты регулировало причес­ку женщины, а афинское — запрещало иметь в прида­ном больше трех платьев. Удивительно другое: древнее законодательство, регламентировавшее бытовые мелочи, оказалось неспособным решить более важные вопросы, например, четко разграничить проступок и преступле­ние. Отсюда берет начало неограниченный произвол личного мнения судей и решений правителя. В Афинах малейшее нарушение религиозного ритуала считалось преступлением, караемым смертью. Преодолевая огром­ные трудности, из примитивного коллектива — рода, клана, племени или орды — постепенно выделилась лич­ность. Исторически первым типом личности был вождь племени, умевший противопоставить собственное мне­ние и личную волю мнению и воле коллектива.[3 с. 17-19]
Опираясь на выше сказанное можно сделать вывод: солидарность, является  силой, создаю­щей общественное целое.  В примитив­ных обществах социальная взаимосвязь  слабее, чем в развитых.

         Заключение.


Дюркгейм внес огромный вклад в развитие ми­ровой социологии, может быть, даже больший, чем О. Конт. Ведь он не просто провозгласил метод и тео­рию, а показал, как они работают и развиваются
  В социологической традиции XX в. взгляды Дюркгейма стали основой «объясняющего». Основная идея его состоит в том, что общество лучше изучать в виде стабильной социальной струк­туры, отдельные институты которой по частям дают нам информа­цию о людях, живущих в данное время».
Общество рассматрива­ется независимо от тех или иных основополагающих образцов пове­дения, которые избирают для себя люди. Причины, в силу которых индивид останавливается на данном, узаконенном обществом об­разе поведения, опускаются.
Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности  2) органической солидар­ности.
  Э. Дюркгейм опирался на посту­лат «социальные факты должны быть объяснены социальными фактами» напрямую направляя его, прежде всего против попы­ток объяснить социальную жизнь биологическими законами
  Он разработал методологию функцио­нального анализа, которая применяется по сей день; провел глубокий анализ проблемы самоубийства, и сегодня служащий классическим примером социологического исследования; заложил основы теории аномии, и в наше время не потерявшей своей ценности.
  Э. Дюркгейма выделил две основные идеи:
1. «Социальные факты нужно рассматривать как вещи».
2. «Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами».
Центральная проблема у Эмиля Дюркгейма, - социальная солидарность.
Солидарность, основанная на сходстве убеждений, слабее солидарности, основанной на разнообразии взгля­дов и занятий.  Односторонняя связь всегда слабее многосто­ронней, ее легче разорвать.
  Его методологической позиции присущи две особенности: 1) натурализм — понимание зако­нов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм - утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами. Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и всей французской школы, является проблема соци­альной солидарности.






Список литературы.


1.  Добренькова, В.И., Социология/ Под ред проф. В,И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 432с                                                    .
2.  Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс./ Ж.Т. Тощенко — М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. — 511 с.
3.  Кравченко А.И. Социология/ А.И. Кравченко      М.:  Изд-во  Проспект, 2008. - 536 с.
4. Эфендиева, А. Г., Общая социология/Под  ред. проф. А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 654 с.




.




Комментариев нет:

Отправить комментарий