Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 28 января 2012 г.

Вспомогательные познавательные процессы: внимание, память


Содержание

   Введение­­                                                                               
  1.1 Понятие внимания
   1.2. Виды и свойства внимания
  1.3 Психологические теории внимания
   2. Память. Виды памяти
  Заключение                                     
  Список литературы


Введение
     Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если  человек не сосредоточит своего внимания и памяти на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое и не  воспринимать информацию, не анализировать ее, если бы отсутствовал хотя бы один вид памяти. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. Фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность. Из сказанного выше можно сказать, что внимание и память играет огромную роль в жизни человека. Внимание, сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения. Память, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

Понятие внимания


    Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте и восприятия называется вниманием. Без него восприятие невозможно.
 Одни ученые утверждают, что как особого, независимого про­цесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процес­са или деятельности человека.
Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состоя­ние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других по­знавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обес­печивают функционирование остальных познавательных
про­цессов. [3. с.202]
Вниманиеэто процесс сознательного или бес­сознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой[3 с.204]
   Л.Д  Столяренко дает следующее определение внимания:
внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных
процессов. Внима­ние обусловливает избирательность, сознательный или
полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств
Внимание — это направленность психики (сознания) на опре­деленные объекты, имеющие для личности устойчивую или си­туативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллекту­альной или двигательной активности[1 с. 151]
  Итак, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального.









Виды и свойства внимания

  Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью переключаемостью, распределением и объемом. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение | длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослаб­ляя внимание. Устойчивость внимания  
может определяться раз­ными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными фи­зиологическими особенностями человека, в частности со
свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету дея­тельности, его значимостью для личности), четвертые — с внеш­ними обстоятельствами осуществления деятельности
  Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в сте­пени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией
 Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с од­ного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внима­ния. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; вто­рой — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания
Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значитель­ном пространстве, параллельно выполнять несколько видов де­ятельности или совершать несколько различных действий. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека.
   Объем внимания — это такая его характеристика, которая оп­ределяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека
   Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. [3. с.205-206]
Основные виды внимания:
  Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обес­печивающий работу такого внимания, называется ориентировоч­ным рефлексом.
  Социально обусловленное внимание складывается прижизнен­но в результате обучения и воспитания, связано с волевой регу­ляцией поведения, с избирательным сознательным реагирова­нием на объекты
  Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме то­го объекта, на который оно направлено и который соответству­ет актуальным интересам и потребностям человека
  Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов [3. с.207]
 Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произ­вольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизволь­ное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то вни­мание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание [3. с. 208]
 Различают чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и из­бирательной работой органов чувств, а второе — с сосредото­ченностью и направленностью мысли.    Различают чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и из­бирательной работой органов чувств, а второе — с сосредото­ченностью и направленностью мысли. При чувственном вни­мании в центре сознания находится какое-либо чувственное впе­чатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.
  Таким образом, выделяют различные проявления, качества и свойства внимания человека и поэтому, как правило, внимание характеризуется с разных сторон.


Психологические теории внимания

    Одну из наиболее известных психологических теорий вни­мания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независи­мо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и про­извольным вниманием Т. Рибо усматривал особенно тесную зави­симость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
        Состояние внимания всегда сопровождается не только эмо­циональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния. Только на основе детального и тщательного изучения подо­бного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания
    Двигательный эффект внимания, по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания полу­чают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями за­ключается и секрет произвольного внимания. Произвольно вос­станавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым об­ращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты мо­торной теории внимания, предложенной Т. Рибо
     Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания полу­чают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями за­ключается и секрет произвольного внимания. Произвольно вос­станавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым об­ращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты мо­торной теории внимания, предложенной Т. Рибо
       Существует еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки предложенная Узнадзе
     Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вни­манием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у субъекта тем не менее могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.
С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие  объективации. Она трактуется как выделение под влия­нием установки определенного образа или впечатления, полу­ченного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится
объектом внимания
Теоретическую концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения этой концепции сводят­ся к следующему
   1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой пси­хологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент вре­мени в психике человека.
   2. По своей функции внимание представляет собой конт­роль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части.  Эта последняя и представляется вниманием как таковым
   3.  В отличие от других действий, которые производят опре­деленный продукт деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.
  4.  Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделя­ется лишь тогда когда действие становится не только умствен­ным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассмат­ривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
1.           Во внимании контроль осуществляется при помощи кри­терия, меры, образца, что создает возможность сравнения ре­зультатов действия и его уточнения.
2.                Произвольное внимание есть планомерно осуществляе­мое внимание, т.е форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
3.                Для того чтобы сформировать новый прием произвольно­го внимания, мы должны наряду с основной деятельностью пред­ложить человеку проверить ее ход и результаты, разра­ботать и реализовать соответствующий план
8. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.[3 с.209-211]
Свойства внимания объем, сосредоточенность (концент­рация) распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, ко­торые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыс­лу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объе­диненные.
Концентрация внимания есть степень сосредоточения созна­ния на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концен­трированнее внимание.  Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представле­нии человека о том или ином предмете, его назначении, конст­рукции, форме.
Распределение внимания выражается в умении одновремен­но выполнять несколько действий или вести наблюдение за не­сколькими процессами. Чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему од­новременно выполнять их.Устойчивость внимания не означает сосредоточенности со­знания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается об­щая направленность внимания в процессе деятельности. На ус­тойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является раз­нообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообраз­ные действия снижают устойчивость внимания.
 Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.
К свойствам внимания относится и переключение внимания. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключе­ние внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамерен­ное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека
Виды внимания: непроиз­вольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное вниманиенепроизвольно, само собой воз­никающее внимание вызванное действием сильного, контраст­ного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. В неко­торых исследованиях его называют пассивным, в других эмо­циональным.
Итак, непроизвольное внимание — это сосредоточение со­знания на объекте в силу каких-то его особенностей[1 с.153]
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно со­средоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает "внимание в течение всего процесса дея­тельности. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.
Сосредоточение внимания на умственной деятельности об­легчается, если в познание включено практическое действие. Важным условием поддержания внимания является психи­ческое состояние человека. Утомленному человеку очень труд­но сосредоточиться
 Произвольное вниманиесознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.
 Послепроизвольное вниманиевызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в резуль­тате длительное время сохраняется целенаправленность, снима­ется напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным. Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке.[1 с.154-155]
 В связи с выше изложенным, можно сделать вывод о том, что внимание связано с аффективным состоянием  и волей человека. В теории Т. Рибо рассматривалась роль движений в акте внимания. В концепции Д. Н. Узнадзе внимание выступает как объективация и установка человека. В теории П. Я. Гальперина внимание – это важная сторона ориентировочно – исследовательской деятельности.


Память. Виды памяти

  Память — основа психической деятельности. Без нее невоз­можно понять основы формирования поведения мышления, со­знания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания челове­ка необходимо как можно больше[1 с.157] . «Без памяти, — писал С.Л.Ру­бинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше про­шлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом
  Память — это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений. Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания предмета восприятие невозможно. Но память выступает и самостоятельным психическим процессом, связанным с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.
  В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то — значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.
  Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по време­ни сохранения материала, другое — по преобладающему в про­цессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и дру­гих видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Мгновенная, или тоническая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной ин­формации. Эта память — непосредственное отражение инфор­мации органами чувств. Это — память-образ.
Кратковременная память представляет собой способ хране­ния информации в течение короткого промежутка времени. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознатель­ной установки на запоминание, но зато с установкой на/после­дующее воспроизведение материала.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение
информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок
хранения сведений этой памяти определяется задачей, встав­
шей перед человеком, и рассчитан только на решение данной
задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.  |
Долговременнаяэто память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, помещается
в хранилища долговременной памяти, может воспроиз­водиться человеком сколько угодно раз без утраты.
Генетическую память можно определить как такую, в кото­рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз­водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види­мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведе­нием зрительных образов.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное вос­произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых.
Двигательная память представляет собой запоминание и со­хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
Эмоциональная памятьэто память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос­редственно основана прочность запоминания материала.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио­нальной памятью ограничены.
По характеру участия воли в процессах запоминания и восп­роизведения материала память делят на непроизвольную и произ­вольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без осо­бых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая за­дача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.[3. с. 220-222]
   Взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в по­вседневной жизни: кратковременной и долговременной.
    Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характе­ризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни
Переход информации из кратковременной в долговремен­ную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, по­ступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное уси­лие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковре­менной памяти и на более длительный срок, чем несколько де­сятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из крат­ковременной в долговременную память такого количества ин­формации, которое превышает индивидуальный объем кратко­временной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения. [3. с.219-226]
 Выделяют еще так называемую "вечную", или третичную, память, когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни (например, имена свое и ближайших родственников и т.п.). И только в патопсихологических ситуациях разрушается и этот вид памяти. [2 с. 58]
В зависимости от содержания запоминаемого, от того, что запоминается, память делят на четыре вида.
Образная память, или память на представления, способству­ет запоминанию и воспроизведению лиц, картин природы, обста­новки, музыкальных мелодий, запахов, вкусов.
Образная память есть у всех людей, но особенно развита она у художников, писателей, актеров, композиторов, архитекторов. Благодаря этому художники могут писать портрет в отсутствие лица, по памяти.
Фактически разные виды памяти взаимосвязаны, и в процес­се любой деятельности один и тот же материал запоминается с помощью двух и более видов памяти.
 Итак , память –это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт. Существуют деления памяти по времени сохранения, по преобладающему в процессах запоминания сохранения и воспроизведения материала анализатору.


Заключение

Из выше изложенного можно сделать выводы.
1.  При распаде памяти наступает и распад личности
2. Основными процессами памяти и внимания  являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение, способность сосредоточиться на коком–либо объекте Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого.
3. Память и внимание развиваются в течение всей жизни, их становление и формирование связано с одной стороны с развитием нервной системы, с другой зависят от условий воспитания, обучения и деятельности.
4. Значение памяти и внимание в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность.
  Память и внимание являются основным условием успешного обучения и воспитания, в то же время, и сами развивается в процессе обучения и воспитания. Если у человека проблемы с памятью и вниманием возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков.
  Память и внимание развивается в течении всей жизни человека. Их становление и формирование связано с развитием нервной системы, зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей различных видов деятельности. Память развивается и количественно (увеличивается быстрота и объем запоминания) и качественно (от непроизвольной к произвольной, от образной к словесной).
  Только постоянно тренируя можно совершенствовать память и внимание.  Надо так иметь в виду, что память человека улучшается вместе с его общим развитием, с совершенствованием мышления, воображения, речи, воли и характера.


Список литературы

1. Л.Д. Столяренко «Основы психологии» 5-е изд. перераб. и доп./ Серия       «Учебники и учебные пособия»/- Ростов н/Дону: Феникс, 2002.-672   
2. Психология. Учебник.- М., «ПРОСПЕКТ» 1999- 584с
3. Немов Р. С. Психология: Учебн. Для студ. Высш. Учебн. Заведений; в 3 кн.- 3-е изд.- М.:Гуманит. Изд Центр ВЛАДОС, 1999.- Кн. 1. общие основы психологии.- 688 с.
4. Петровский А. В. Беседы о психологии – М.:  1982г
5. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти – М.: Просвещение, 1989г



Комментариев нет:

Отправить комментарий