План
1. Введение
2. Происхождение человека
2.1 Научная теория
2.2 Теория внеземного происхождение людей
2.3 Религиозная теория
3. Заключение
4 Список использованной литературы
Введение
Происхождение человека - одна из немногих величайших загадок прошлого. Она интересует миллионы людей. Сегодня огромное количество ученых всём мире пытаются найти ответ на этот вопрос.
В наше время существует несколько точек зрения на этот вопрос, имеющие подтверждение Споры ведутся в научной и научно-популярной литературе.
Я не без причины выбрала эту тему своей контрольной работы. На её выбор повлияли некоторые, немаловажные причины.
Раньше для меня данный вопрос был, чем-то таинственным, далёким. Сейчас, когда я изучила лишь только малую часть литературы, то получила огромное количество знаний, которые стали для меня открытием. Я могу с уверенностью сказать, что изучения вопроса о происхождении человека заставило взглянуть на многие вещи, с другой стороны, задуматься о развитии истории, биологии, глубже понять христианство.
Нам часто в этом приходится слышать вопросы о том , как будет развиваться жизнь на земле, одиноки ли мы во вселенной, существуют ли другие формы жизни и т. д. На все эти вопросы мы сможем ответить только тогда, тогда найдем ответ на вопрос : Как произошел человек?
Происхождение человека
Научная теория
С XIX века в науке господствует вытекающая из теории Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Эта концепция в XX веке получила генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому сходству ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Сходство человека с животными состоит в том, что, во-первых, у них одинаковый вещественный состав, строение и поведение организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, а многие структуры и функции нашего тела такие же, как у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция животного. В-третьих, у человека имеются органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя уже не нужны ему.
Однако и отличия человека от животных носят фундаментальный характер: Во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению Мышление животных, если о таковом вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим. Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть очень развита система общения с помощью сигналов. Третье фундаментальное отличие человека от животных - способность к труду. Только человек способен изготавливать орудия труда. Палеоантропологические исследования и открытия последних лет дали дополнительные доказательства того, что человек своими корнями прочно уходит в биосферу и является одним из ее многочисленных естественных созданий. Основные черты строения и эмбрионального развития человека четко определяют его как вид отдельный вид в типе хордовых, подтипе позвоночных, классе млекопитающих, отряде приматов, подотряде человекообразных обезьян. Вместе с тем человек имеет специфические, присущие только ему особенности: прямохождение, мощно развитую мускулатуру нижних конечностей, сводчатую стопу с сильно развитым первым пальцем, подвижную кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение.таза под углом 60 градусов к горизонтали, очень большой и объемный мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченную плодовитость и некоторые другие.
Древнейший предок человека и высших обезьян, известный науке, - рамапитек - жил на территории от Индии до Африки примерно 14 млн. лет назад. Около 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутанга - сивапитек. Он остался в Азии, где и сейчас живут его потомки. А общий предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, укоренился на Африканском континенте. Именно там обнаружены древнейшие орудия труда (возраст 2,5 млн. лет) и древнейшие остатки жилищ (возраст 1,75 млн. лет). Там же найдены останки зинджантропа, жившего 2 млн. лет назад. Он обладал такими чисто человеческими признаками, как прямохождение, заметная развитость кисти руки. Приставка «умелый» дана ему за умение изготавливать и применять каменные орудия труда.
Признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Речь древних людей была очень примитивной, но она выражала качественное отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных. Слово, обозначающее действие, трудовые операции, предметы, а затем и общие понятия, стало важнейшим средством общения между людьми. Речь способствовала более эффективному взаимодействию членов первобытного стада в трудовых процессах, передаче накопленного опыта от поколения к поколению, то есть обучению.
Древнейшие люди появились около 1 млн. лет назад и прошли эволюцию от питекантропа к неандертальцам (появившимся около 200 тыс. лет назад) и далее к кроманьонцу - современному человеку, возникшему 40 - 50 тыс. лет назад. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости кроманьонца от внешней среды, к появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающей действительности в художественных образах - наскальных рисунках, резьбе по дереву и кости, а также к появлению примитивных религий. После этого эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.
В генотипе человека примерно 95 процентов генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков, 60 - 70 процентов генов принадлежат примитивным насекомоядным млекопитающим, послужившим исходной группой для эволюции всех приматов. В генотипе человека есть также гены, переданные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков и т.п. Эти современные данные убедительно подтверждают биогенетический закон, говорящий о повторении в индивидуальном развитии организма всего. Таким образом, появление человека стало закономерным результатом развития биосферы Земли. Элементы разумного поведения обнаруживают высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума в биосфере присуще только человеку, так как лишь в его социальном развитии сформировалась, а затем ускоренно развивалась коллективная память - независимый от отдельного человека коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знания.
Специалисты еще не могли обнаружить принципиальных различий в строении мозга человека и шимпанзе. Выделить такие отличия удалось только на новом уровне понимания строения и функционирования мозга, достигнутом в последние 30 -40 лет. Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль таких клеток со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет или одним процессом, или одной функцией организма Эволюция мозга, его усложнение идет не только и не столько за счет количественного роста нервных клеток, хотя такой рост имеет место, сколько за счет растущей организованности, упорядоченности как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции. Структурные единицы мозга развиваются в форме вертикальных колонок, включающих как клетки древних отделов мозга, расположенных в нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами. Количественное увеличение ансамблей происходит главным образом за счет перестройки старых отделов и использования освобождающихся нервных клеток, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всего структурного ансамбля освобождающихся нервных клеток. Структурные ансамбли мозга человека и приматов, ведающие такими функциями, как зрение, слух, двигательные реакции ног и тела, и многими другими, практически не различаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей, ведающих у человека речью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, чем определяется способность человека к трудовой деятельности..
Строение ансамблей нервных клеток, их связи в мозгу программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителей. Но наследуется не речь и не трудовые навыки. Генетические возможности реализуются, только при условии, что с раннего детства ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Редкие случаи, когда дети бывают воспитаны животными, а затем их находят и возвращают к людям, показывают, что они никогда в полной мере не смогут овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности..
(4 с. 3134-320 )
Теория внеземного происхождения людей.
В шестидесятых годах 20 столетия было сделано открытие, нанесшее ощутимый удар по теории эволюции . обнаружилось ,что все живое на Земле (от бактерии до человека) имеет единый генетический код. То есть , если бы жизнь на планете возникла и развивалась по Дарвину , генокод одного организма отличался бы от другого. А так получается ,что род человеческий произошел от одной прапраматери. (1 с. 31)
Возникает вопрос: не зародилась ли жизнь в пробирке или другим способом?
Гипотеза инопланетного происхождения людей имеет много приверженцев в научных кругах. Такую теорию высказывают археологи, антропологи, медики.
В 1982 г. при раскопках в районе Диринг-Юрях, в 140 км от Якутска, были обнаружены каменные орудия, возраст которых определен в 1,8—3,2 млн лет. Находки на африканском урочище Олдовай датируются примерно 1,5 — 2,5 млн лет. Следовательно, можно со всей определенностью допустить, что возникновение человека на Земле происходило не в одном очаге, а практически одновременно в нескольких: в Экваториальной Африке, почти у Полярного круга и, возможно, в Южной Азии.
А если так, если предшественники человека — протогоминиды и гоминиды обитали на планете не в одном районе, то, спрашивается, благодаря чему, по какой причине сразу в нескольких местах у них появляется то новое свойство, которое мы называем разумностью человека? Исследователи Диринг-Юрях высказывают следующую точку зрения.
У протогоминида головной мозг достаточно развит и количество нейтронов достигает 8—10 млрд. Если в каждой клетке-нейроне сосуществуют белково-нуклеиновые и полевые формы жизни, то до определенного уровня белково-нуклеиновые структуры нейронов, связанные нервными проводниками, работают, как компьютер проводникового типа.
Представим себе, что во внешней среде возникает некая физическая или геофизическая аномалия. Все поля нейронов, которые работали в мозаике контактного компьютера, в один момент могут объединиться в едином кооперативном поле: компьютер проводникового типа перескакивает на организацию полевого типа. К чему это ведет? Существо — носитель такого компьютера начинает воспринимать окружающий мир по-новому. Для этого скачка биологических мутаций не нужно!
До него протогоминиды могли общаться только с помощью сенсорных сигналов — речи, зрения, обоняния и т. д. Но достаточно, чтобы их «компьютеры», перешли с проводниковой на полевую организацию, как все они естественным образом оказались связанными дальнедействующей полевой связью.
Выходит, то, что мы называем дальновидением или телепатией, вероятно, было обязательной фазой свойством на самой ранней стадии обязательным эволюции гомо сапиенс.
При увеличении возможности орудийной связи стали практически ненужными. Они сохранялись, вероятнее всего, у шаманов, жрецов, вождей — у определенной группы людей, которые продолжали еще испытывать потребность в этой дальней связи для выполнения своих функций при определенной социальной организованности сообщества. По всей вероятности, начиная с XVI — XVII вв. это свойство начинает окончательно искореняться либо с помощью религии (борьба с ведьмами), либо с помощью сумасшедших домов. У отдельных людей свойства полевой связи как-то выражают себя и сейчас. Эти люди могут выступать, например, в качестве экстрасенсов, телепатов. Можно сказать, что это отдельные люди, не забывшие еще «зова предков». Однако, у детей от 3 до 5 лет эта дальнедействующая фаза существует. Причем через нее проходит каждый ребенок. Но мы, взрослые, этого чувственно не воспринимаем и в результате совершенно не учитываем. Странные порой рисунки ребенка, его отношение к окружающей среде, какие-то иногда загадочные его заключения, непонятные нам игры — все это мы списываем на инфантильность его мышления. Мы не понимаем сути этой фазы маленького человека.
Пусть пока мы говорим о действительно появляющихся на Земле неких пятнах как о «местах посадок», о «контактах». Пусть пока это называется, например, «НЛО». Эти «контакты», в которых наш разум ведет себя порой странным, как бы не очень реальным образом, должны, скорее всего, изучаться и с позиции гипотезы о проявлениях полевых форм жизни.
Как видим, гипотеза смелая и, если задуматься, не такая уж и фантастическая, как это может показаться на первый взгляд.
Однако, повторим, все это пока что, во всяком случае, только гипотеза (и, добавим, далеко не единственная), которая, что тоже немаловажно для нас, не поддерживается большинством ученых мира.
(1 с. 31-33)
Религиозная теория.
Наиболее распространены две религии: христианство и мусульманство.
Рассмотрим вопрос с точки зрения этих религий:
Христианство:
В начале всего бог из ничего сотворил небо, то есть духовный, невидимый мир или ангелов. После сотворения неба бог сотворил из ничего, одним своим словом землю - вещество (материю), из которого постепенно создал весь наш видимый, вещественный (материальный мир) , видимое небо ,землю и все , что на них.
Итак, начало, созданная богом земля не имела ничего определенного, никакой формы, была неустроенна (как туман или вода) и покрыта тьмою, и Дух Божий носился над нею, давая ей живоностную силу. И сказал бог : «Да будет свет!». И стал свет. И назвал свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро. Это был первый «день» мира.
Во второй «день» мира. Бог создал твердь-то необъятное пространство, которое простирается над нами и окружает землю- это видимое нами небо. В третий «день» мира бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша . И назвал бог сушу землею, а собрание вод морями. И повелел земле произрастить зелень, траву и деревья. И покрылась земля травою, и всевозможными растениями, и деревьями разных пород. В четвертый «день» мира, по повелению божьему засияли светила небесные: солнце, луна и звезды. С тех пор определяться промежутки времени - дни, месяцы, годы.
В пятый «день» мира по слову божьему вода произвела душу живую, т. е. в воде появились слизняки, насекомые, пресмыкающиеся и рыбы, а над землею по тверди небесной, полетели птицы. В шестой «день» мира, по слову божьему, земля произвела душу живую, и появились на земле животные, то есть скоты, гады и звери, и наконец, сотворил бог человека- мужчину и женщину, по образу и подобию своему, по духу похожим на себя.
В подтверждение данной теории приводятся следующие доводы:
-Эти дни творения не были нашими обычными днями в 24 часами. Наши дни зависят от солнца, а в первые три дня творения не было солнца, т. е. не было дней в нашем понимании.
-В библии написанной пророком Моисеем на древнееврейском языке день и период времени обозначается одним слом «иом». Точно знать, какие это были дни мы не можем «У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет как один день.» (2 с.106)
-Свет необязательно солнце, электрическая лампочка и т.д. но и северное сияние.
-У науки нет предела познания. Чем больше познает наука, тем больше возникает вопросов. Поэтому наука не может сказать своего последнего слова.
-В природе нет ни малейшего намека на то, чтобы один вид живых существ мог перейти в другой, например, трава в животных , а тем более неорганические вещества в живую природу.
-Величина генов и хромосом ничтожно мала, но они несут информацию о каждом человеке Как происходит запись информации и можно ли изменить ее пока до конца никому полностью не известно(2. с.108-121 ).
Мусульманство:
В Коране часто говорится о том, как Аллах создал мир. Он творил его с помощью животворящего слова «Кун». Два дня заняло творение неба и земли, которые поначалу были единым целым. Небо было создано из дыма и составлено из семи сводов. На самом верхнем помещался трон Божий, на ближнем к земле своде располагались солнце, луна, звёзды, а также башни
( «бурудж», т.е. знаки зодиака).
Четыре дня ушло на творение того, что находится на земле. Всё это было создано Аллахом для человека, чтобы тот благоденствовал и прославлял имя Божье. Но возгордившийся человек не оценил милости Аллаха. Поэтому описание творения мира - это ещё и свидетельство вины человека перед Аллахом, предупреждение для «ходящих по земле горделиво».
Первый человек был создан Аллахом из праха земного, «из звучащей глины». Бог «сотворил его лучшим сложением» и вдохнул в него душу. Из его же плоти была сотворена супруга, имени которой Коран не упоминает, а предание называет Хаввой.
Религиозная теория перекликается с теорией Дарвина- жизнь зародилась в воде, а на земле в ходе эволюции появился человек.(3)
Заключение
Вопрос о возникновении человека имеет насколько теорий. Каждая из них имеет доводы подтверждающие и опровергающие каждую из них
Человек формировался и изменялся под влиянием различных факторов внешней среды, оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных отношений и внешних факторов.
Будучи высшей ступенью развития живых организмов на Земле, человек по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, Он формировался и изменялся под влиянием различных факторов внешней среды, оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных отношений и внешних факторов.
Будучи высшей ступенью развития живых организмов на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека, как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.
В контрольной работе представлены научная и религиозная теории. Приведены подтверждающие и опровергающие доказательства. Но ни один человек на земле не может достоверно и научно обосновано ответить на данный вопрос, поэтому каждая теория имеет право на существование.
Список использованной литературы
1. Всемирная история: В24 т. Т 1. Каменный век/А. Н. Бадак, Н. М. Волчек и др.-Мн.: Литература, 1996.-528с.
2. Закон божий: Типография Иофа Почаевского Holy Trinity Monastery? Jordanville? N.Y. U.S.A. , 1967.
3. Коран.: Большая Библиотека в кармане. Эл вариант в 2 дисках. Диск 1.
4. Концепция современного естествознания. Учебное пособие.- М. Высш. Шк. 1998.-383с.
5. Библия. Российское библейское общество. 1993.
Комментариев нет:
Отправить комментарий