Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 12 июня 2012 г.

Мусульманство


Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Возникновение мусульманства………………….……………….. 4
2.Основы вероучения ислама……..….………………………………6
3. Ветви ислама….……………………………………………………12
Заключение …………………………………………………….....…..15
Список литературы………………………………………………...…17.


Введение


Ислам - это определенный образ жизни, который отличается от других идеологий в большей степени, требует от мусульман жить по определенной системе, которая не меняется и требует от них соблюдать эту систему, без которой они никак не найдут разумного и психического успокоения, и не найдут себе счастья.
Мусульманин смотрит на земную жизнь серьезно и реально, оценивая ее как нужно, т.е. она сама по себе не является для него целью и не должна быть в качестве цели, однако ею можно наслаждаться. Мусульманин ходит по всей земле и получает дары от Аллаха (ризкъ) и наслаждается всеми этими благами в жизни, которые Аллах дал человеку, осознавая, что эта жизнь всего лишь мост, а вечная жизнь - это Ахират.
Законы Ислама решают для человека вопросы торговли по определенной системе, так же как и решает вопросы намаза; решает проблемы замужества по определенной системе, так же и вопросы хаджа; и разъясняет договор и отношения по определенной системе, так же как и разъясняет, как взывать к Аллаху; и вопросы поклонения и объясняет ограничения, месть и остальные наказания, так же как и объясняет мучения Ада и благо Рая. Они показывают форму власти и его методы по определенной системе, так же как и показывают ему побудительную силу, толкающую человека на применение законов, чтобы Аллах  был им доволен, и указывают на отношение государства с другими государствами, нациями и народами, так же как и указывают на распространение Ислама всем людям и приказывают человека быть высоконравственным из-за того, что эта нравственность является законом Аллаха, а не, потому что это хорошее качество людей.


Возникновение мусульманства

По мере становления христианства как государственной религии началось и расширение его прозелитической деятельности во всем известном тогда мире, направленной на расширение влияния христианской Церкви. Церковь не только направляла к разным народам своих миссионеров, но и готовила священников из числа наиболее талантливых местных жителей. Одним из молодых арабов, принятых на обучение в семинарии, оказался Мохаммед,  ставший впоследствии Пророком Аллаха.
Во время обучения он заметил в христианском Священном писании много нелогичных несуразиц. В частности, Мохаммед заметил такие пережитки многобожного язычества, как труднопонимаемое «единство Господа в трех лицах» (способных существовать отдельно друг от друга), человеческая внешность Бога, его похождения по земным женщинам (непорочное оплодотворение Марии, матери Иисуса, явившимся к ней Богом-Отцом), слабость Бога перед земными властями (Христос), возможность казни Бога власть предержащими и многое, тому подобное.
За ненадобностью в монотеизме дополнительных богов, Иисус был понижен в ранге до пророка Аллаха, Бог-Отец был отменен, и остался только великий Бог - Святой Дух, невозможный в изображениях на картинках, как не имеющий обличия, доступного восприятию смертных.
В то же время в мусульманстве был заимствован обряд обрезания, обязательный у иудеев и их последователей - ранних христиан (Иисус был обрезан по еврейскому обычаю). Поправив неясные положения христианства, Мохаммед создал свое стройное религиозное учение, изложив его в гениальных стихах Корана, которые впоследствии были  дополнены, усовершенствованы последователями учения, а затем канонизированы и сведены в ныне существующий Коран.
Чтобы не выделять себя среди всех, Мохаммед запретил и всякие изображения людей. Изображения Аллаха - великого святого духа, недоступного зрению человека, невозможны в принципе. Потому в Исламе начали процветать, и были доведены до совершенства изображения всяких орнаментов, а также изощренные орнаментальные изображения арабского шрифта стихов Корана.
  Новое, созданное Мохаммедом на основе христианства уже чисто монотеистическое учение, явившееся поначалу как секта христианства для арабов, позволило объединить ранее разрозненные арабские племена и сделать их новой могучей силой на мировой арене.
Таким образом, Мохаммед доказал, что Бог один, и имя его - Аллах.
К началу VII в. н. э. в Аравии наибольшего могущества достигло племя курейш в Мекке. Оно подчинило своему влиянию другие племена и население близлежащих городов и оазисов. Соответственно, с возвышением курейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Постепенно бог курейшитского племени, которого называли «силах» или «аль-илах», стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. Впоследствии как «аллах» он вошел в ислам в качестве единодержавного бога, единственного и самого истинного господа, создателя всего сущего.
В условиях борьбы за влияние ислам не мог допустить, чтобы его пророк уступал в чем-либо основателям и чудотворцам других религий. Этим объясняется, что биография основателя ислама, написанная спустя много лет после его смерти, очень похожа на жизнеописания других пророков и основателей различных религий. Например, в начальных хадисах ничего не говорилось о чудесных явлениях, связанных с рождением Мухаммеда. Позднее уже появились версии о его непорочном зачатии и другие мифы.


                                Основы вероучения ислама
 

     Главными источниками вероучения ислама являются священное писание – Коран и священное предание – Сунна.
     Коран (араб. «чтение вслух» - считается, что Мухаммед не умел читать и писать, поэтому запоминал стихи наизусть, а затем по памяти читал их вслух людям) – священная книга мусульман, по преданию, диктовавшаяся Мухаммаду архангелом Джабраилом на протяжении 23 лет на арабском языке. Изначально передавался изустно, кодифицирован в середине 7 века (при халифе Османе). Состоит из 114 глав (сур), включающих 6500 стихов (аятов). Суры делят по периодам на мекканские (как правило, короткие) и мединские. Коран в исламе считается сотворенным, 100% аутентичным истинным руководством Бога людям. Практика толкования Корана – Тафсир (араб. «разъяснять») – в исламе разрешена только специально подготовленными людьми (муфассирами). Большим уважением среди мусульман пользуются также хафизы, то есть люди, знающие Коран наизусть.
На вопрос о подлинности Корана в своих работах Зейд дал положительный ответ, Мьюр- отрицательный, А. Е. Крымский положительное утверждение подтверждает, что при сравнении Корана со старинными переводами отличия отсутствуют.
Существуют пять столпов веры в Исламе:
1. Вера
2. Молитва.
3. Уплата налогов.
4. Пост.
5. Хадж.
1.Вера в Единого Бога (Единый Бог по-арабски Аллах), сотворение мира, Судный День, Божественные Откровения (Тора, Евангелие, Коран), пророков. Некоторые пророки упомянуты в Коране (Адам, Ной, Моисей, Авраам), другие нет. Мухаммад - последний из пророков. Нельзя считать, что кто-то помогает Богу, нельзя бояться никого кроме Бога, нельзя поклоняться никому кроме Бога, вера в Божественное предопределение и свободу воли.
2. Молитва. Ежедневная пятикратная молитва - важнейшая обязанность. Она совершается по строго установленному ритуалу, на арабском языке пять раз в день. По словам Али бен Аби Талиба, молитва помогает человеку избавиться от гордыни. Перед молитвой необходимо ритуальное омовение. Пророк говорил, что никто не может благодарить Бога, так как Он того заслуживает, поэтому необходимо благодарить Его так, как Бог установил, т.е. строго соблюдая ритуал намаза (намаз на фарси означает молитву).
Намаз может пропускать человек по болезни или в случае опасности. Для путников и военнослужащих ритуал намаза упрощен. Существует особый вид - пятничная молитва, которую желательно проводить в мечети. Во время этой молитвы читается проповедь, объясняются насущные проблемы общества.
3. Уплата налогов.  Закят (налог в пользу бедных) и другие налоги является инструментом  перераспределения доходов. Их размер установлен Шариатом.
В некоторых исламских странах закят обязателен, он собирается государством. Он составляет примерно 2% от имущества. В других это дело благочестия каждого. Кроме этого есть добровольное пожертвование в пользу бедных, которое рекомендуется раздавать тайно.
4. Пост.  По словам имама Али, пост в месяц рамадан - испытание искренности в вере. Запрещено есть и пить в светлое время месяца рамадан. Очевидно, что проконтролировать строгое соблюдение поста невозможно и соблюдение его остается на совести мусульманина.
Пост разрешено переносить на другое время путникам и больным.
5. Хадж - ритуальное паломничество в город Мекка к священной Каабе. Оно обязательно для каждого, способного его совершить. Кааба рассматривается в Исламе как камень из рая, посланный Богом Адаму. Внутри него можно было увидеть рай, но из-за грехов людей Бог сделал его черным. Адам построил вокруг Каабы храм. По словам имама Али, хадж показывает величие Ислама и единство всех мусульман. Вопреки  распространенному мнению хадж не является поклонением Каабе. Хадж - это одна из форм поклонения Богу. К этому добавляется джихад  (в переводе с арабского усердие)
Джихад  - это действия, направленные на защиту Ислама. Условно можно сказать, что он бывает:
1. Военным ("Сражайтесь с теми, кто воюет против вас, но не нападайте первыми, не любит Бог нападающими первых" Коран сура 2, аят 190) для защиты от вооруженной агрессии, для спасения угнетенных и распространения справедливости. Имам Али свою борьбу с Муавией считал джихадом.
Однако рекомендуется перед войной использовать все средства для сохранения мира.
2. Для обеспечения экономической безопасности. Например, развитие промышленности в Египте во второй половине 20 века называлось джихадом.
3. Джихад, который ведется для внутреннего совершенствования.
Например, имам Хомейни в "Религиозном и политическом завещании" написал:
 "Но самыми высочайшими областями знаний, которые должны стать предметом всеобщего изучения, являются исламские гуманитарные науки, такие как исламская этика, учение о самосовершенствовании и др. Это и есть величайший джихад".
Это является столпами веры и признается всеми мусульманами.
 Исламское Право.
 Шариат (исламское право) защищает следующие ценности:
1. Вера .Преступления против веры считаются самыми тяжелыми.
2. Жизнь .Убийство одного человека приравнивается к убийству всех людей
3. Разум. С охраной разума связан запрет на употребление спиртного и наркотиков.
4. Продолжение рода. Если совершено прелюбодейство и 4 человека будут свидетельствовать, то это считается преступлением против права супруга на продолжение рода.
5. Собственность. Собственность честных людей является священной.
В идеале права всех членов исламского общества в одинаковой степени защищены законом. На западе часто высказывают мнения, что права женщины в Исламе ограничены. Эти ограничения богословы связывают с природными различиями между мужчиной и женщиной, а так же с тем, что в исламской семье ответственность перед обществом несет мужчина, (достаточно сказать, что доля женщин во власти в таких странах как Иран и Турция, не меньше, чем во многих западных странах).
Урф, установившийся порядок, и адат, или обычаи, признаются в качестве дополнительных источников всеми школами юриспруденции. Школа маликитов придает большее значение обычаю, чем другие школы.
Но обычаи действуют постольку, поскольку в данном вопросе отсутствуют предписания Корана и Сунны. Если какие-либо обычаи противоречат любому другому положению Ислама, исламское право их не признает.
Вся правовая система ислама заложена в особом своде правил - шариате.
 Ислам признает грядущий конец света и Страшный суд. В отличие от христианства, эти события не связываются с появлением мессии. Наряду с Аллахом в Коране упоминается противостоящий ему злой бог, именуемый либо Шейтаном, либо Иблисом.
Мусульмане признают бессмертие души и загробную жизнь. Обстоятельно разработаны в исламе картины ада и рая. Эти места предназначены не только для воскресших, прошедших Страшный суд, а и для покойников, прошедших некий промежуточный суд и ожидающих окончательного расчета после воскрешения.
Ад в представлении мусульман расположен под семью землями. Сам ад тоже состоит из семи этажей. Чем больше провинился грешник, тем на более глубокий этаж он заточается. Ассортимент адских мучений состоит из всего набора доступных воображению.
Рай - это семь этажей садов, которые разделены между собой сотнями ступеней, расстояние между которыми составляет 50 лет пешего пути. Главная утеха праведников - гурии и вечно юные мальчики, обносящие всех немыслимо вкусными яствами и питьем.
В начальном исламе отсутствовал культ святых. Он возник в средние века и сформировался под влиянием сохранившихся в массах верующих архаичных доисламских представлений, предполагающих в некоторых выдающихся деятелях ислама мистические способности к сотворению чудес и способных к посредничеству между богом и людьми. Провозглашение святого в исламе происходит существенно после смерти человека и по воле общественного мнения верующих. Существенным моментом в культе исламских святых является поклонение месту захоронения святого, которое становится местом паломничества. В исламе широко празднуются годовщины смерти святых.
Каждому мусульманину разрешается иметь одновременно четыре законных жены. Для развода мусульманину достаточно трижды произнести фразу "Ты разведена". Несмотря на подобную простоту отношений, Коран запрещает прелюбодеяние.
В бытовом плане ислам имеет некоторые ограничения на еду и питье. Как правило, это касается продуктов, малопопулярных среди арабов, например, свинины. Вопрос о запрете спиртного достаточно неопределен - в общем и целом прямого запрета на алкоголь в Коране нет. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Основная часть верующих сконцентрирована в Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Индии, Нигерии, Турции, Египте, Иране и ex-СССР  .
Ангелы, являющиеся посланцами Бога и служащие Ему множеством способов. Они сотворены из света и в отличие от людей и джиннов не наделены свободной волей. Таким образом, они абсолютно подчинены воле Бога и заняты лишь поклонением и служением Ему. Их посылают для того, чтобы защитить людей, совершать наказания, наложенные Богом, передавать Его сообщения и исполнять различные другие функции.
Люди, как правило, не могут ни видеть, ни слышать ангелов в их настоящем облике, но они, тем не менее, присутствуют в нашем мире, исполняя различные обязанности, возложенные на них их Создателем. Каждого человека сопровождают два ангела, вносящих все его дела до самой его смерти в список, который будет представлен ему в Судный день; подлинность занесенного в этот список он не сможет отрицать. Бог передавал Свое откровение пророкам, включая Мухаммада, через ангела. Имя этого удостоенного Богом Ангела-Посланника – Гавриил (по-арабски – Джибраил).
Еще один вид разумных существ – джинны, которые, как говорит Коран, сотворены из огня. Подобно человеку, они обладают свободой выбора; некоторые из них добрые, другие же – злые. Согласно Исламу, сатана (иблис или шайтан) и его род – это джинны, которым Бог позволил попробовать соблазнить человека к отказу от подчинения и покорности Ему. Так что человек всю свою жизнь должен бороться против “зла наущателя скрывающегося, который наущает души людей” (Коран 114: 4 – 5).
Коран разъясняет, что тот, чья жизнь сосредоточена на Боге, может легко отвергнуть сатану, чьи козни слабы, в то время как тот, кто отвергает Бога или восстает против Него, наверняка окажется во власти сатаны и станет жертвой зла (источник).





Ветви ислама

 
  Большинство мусульман в качестве главы исламского мира видели халифов, то есть по своей сути избираемых светских правителей. Первыми четырьмя («праведными») халифами были Абу Бакр, Умар, Усман (Осман) и Али. В 661 году халиф Али был убит, и к власти пришла династия Омейядов. Это событие стало решающим в дискуссиях о верховной власти и привело к расколу мусульман на составивших большинство суннитов («следующих Сунне») и составивших меньшинство шиитов («приверженцы», «партия») Шииты в качестве института верховной власти утверждали имамат (власть имама).
 В период правления халифа Али возникло еще одно направление в исламе – хариджизм («выступившие», «покинувшие»). Хариджизм – религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло после третейского суда, посвященного решению вопроса о выдаче убийц Османа. Многие воины Али покинули его и объявили врагами, как Али, так и Муавию (пятого халифа), начали против них активные диверсионные и военные действия. В конце VII века после раскола среди хариджитов сформировалось множество течений. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам.
 Таким образом, различия между основными течениями в исламе фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.
 При этом особое место среди течений ислама занимает зародившийся на основе опыта мистиков (особое место здесь принадлежит аль-Газали) во второй половине VIII века суфизм (существуют различные варианты этимологии, например «сафа» – чистота, «ахль ас-суффа» – люди навеса, «софиа» – мудрость, «суф» – шерсть и т.д.). Суфизм представляет собой особую, в значительной степени мистико-аскетическую практику антропологической трансформации в исламе. Суфизм акцентирует идею пути («тарикат») к Аллаху. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых (муршиды, непосредственно обучающие мюридов, то есть учеников) имеют духовное преемство от учителей древности. Особенностями суфизма являются проповедь бедности, утверждение призрачности окружающего мира, отшельничество, безмолвная молитва, упование на волю Бога, аллегорическое толкование Корана. Существует четыре основных ступени на пути суфия: шариат (неукоснительное следование исламу), тарикат (послушничество при шейхе), мирафат (познание Бога сердцем, а не умом), хакикат (полное постижение истины).
 В XII – XIII веках многочисленные тарикаты превратили суфизм в значимый элемент мусульманского общества. В современном мире влияние суфийских тарикатов значительно ослаблено. Тем не менее, суфийские шейхи все еще обладают авторитетом, особенно в Северной Африке, Центральной Азии, Пакистане, Индии, на Северном Кавказе.
 В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Суфийские ордена и традиции могут заметно отличаться друг от друга.
  Сунниты. Большинство мусульман являются суннитами. Они признают святость сподвижников Пророка, принимают все хадисы о Пророке, дошедшие со стороны его сподвижников, считают первых четырех халифов халифами праведного пути. В суннитском исламе также как и у шиитов не было выработано единого мнения о том, что считать истинным правоверием. Однако в рамках суннизма существуют 4 религиозно-правовых школы, каждая из которых признается другими как исламская и правоверная.
Воззрения наиболее консервативных суннитов передает акида (символ веры), сформулированная Ахмадом бен Ханбалом.
Основные различия между суннитами заключаются в способах решения юридических вопросов. Если данный случай (например, порядок развода или наследования) описан в Коране или Сунне (сборнике рассказов о поступках Пророка), то все мусульмане убеждены, что надо действовать в соответствии с Кораном и Сунной. Если он не описан, то существуют различные методы решения проблемы .
                                             Заключение.


     Главными источниками вероучения ислама являются священное писание – Коран и священное предание – Сунна. Существуют пять столпов веры в Исламе: вера, молитва, уплата налогов, пост, хадж.
Некоторые пророки упомянуты в Коране (Адам, Ной, Моисей, Авраам), другие нет. Мухаммад - последний из пророков. Ежедневная пятикратная молитва - важнейшая обязанность. Она совершается по строго установленному ритуалу, на арабском языке пять раз в день. Закят (налог в пользу бедных) и другие налоги является инструментом  перераспределения доходов. Пост в месяц рамадан - испытание искренности в вере. Запрещено есть и пить в светлое время месяца рамадан. Джихад  - это действия, направленные на защиту Ислама. Условно можно сказать, что он бывает:
1. Военным.
2. Для обеспечения экономической безопасности
3. Джихад, который ведется для внутреннего совершенствования.
Мусульмане признают бессмертие души и загробную жизнь. Обстоятельно разработаны в исламе картины ада и рая. Каждому мусульманину разрешается иметь одновременно четыре законных жены. Для развода мусульманину достаточно трижды произнести фразу "Ты разведена". Несмотря на подобную простоту отношений, Коран запрещает прелюбодеяние.
Ангелы, являющиеся посланцами Бога и служащие Ему множеством. Еще один вид разумных существ – джинны, которые, как говорит Коран, сотворены из огня. Подобно человеку, они обладают свободой выбора; некоторые из них добрые, другие же – злые.
     В 661 году халиф Али был убит, и к власти пришла династия Омейядов. Это событие стало решающим в дискуссиях о верховной власти и привело к расколу мусульман на составивших большинство суннитов («следующих Сунне») и составивших меньшинство шиитов («приверженцы», «партия»). Шииты в качестве института верховной власти утверждали имамат (власть имама. В период правления халифа Али возникло еще одно направление в исламе – хариджизм («выступившие», «покинувшие»). Хариджизм – религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло после третейского суда, посвященного решению вопроса о выдаче убийц Османа. В конце VII века после раскола среди хариджитов сформировалось множество течений. При этом особое место среди течений ислама занимает зародившийся на основе опыта мистиков (особое место здесь принадлежит аль-Газали) во второй половине VIII века суфизм (существуют различные варианты этимологии, например «сафа» – чистота, «ахль ас-суффа» – люди навеса, «софиа» – мудрость, «суф» – шерсть и т.д.). Суфизм представляет собой особую, в значительной степени мистико-аскетическую практику антропологической трансформации в исламе. Сунниты. Большинство мусульман являются суннитами. Они признают святость сподвижников Пророка, принимают все хадисы о Пророке, дошедшие со стороны его сподвижников, считают первых четырех халифов халифами праведного пути суннизма существуют 4 религиозно-правовых школы, каждая из которых признается другими как исламская и правоверная

Список использованной литературы



1 http://supercook.ru/moslem/moslem00-01.html
2.  http://relig.info/encyclopedia/islam
3. http://islamdag.ru/ljeideologii/1781
4. http://religion.babr.ru/islam/sunnism.htm
5. http://www.openreality.ru/school/religion/islam/main-ideas
6. Крымский, А.Е. История мусульманства/ А.Е. Крымский, М.: Типография Варвары Гатцук, 1904. - 276с.


1 комментарий:

  1. Спасибо, нашла случайно !
    Как сейчас говорят , Вы сжали информацию и поделились,,,
    Было интересно прочитать,но хотелось бы красоты слога а не констатации фактов,,,,
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить